Литература вопросов. Новая завершенная линия учебников по литературе (под редакцией профессора В.Ф. Чертова).


Виктор Журавлев об авторском коллективе линии учебно-методических комплектов по литературе под редакцией В.Ф. Чертова:
 
Доктор педагогических наук, профессор Виктор Федорович Чертов заведует кафедрой методики преподавания литературы Московского государственного педагогического университета. На сегодняшний день это единственная в нашей стране кафедра методики преподавания литературы, которая волей судеб стала основным научным и методическим центром для всех методистов-литераторов РФ. Он начинал свой творческий и педагогический путь в качестве учителя в сельской школе Алтайского края. Затем он занялся научной работой и сейчас является ведущим специалистом по истории методики преподавания литературы в нашей стране.
Виктор Чертов никогда не порывал самой тесной связи со школой, практически все годы работы на кафедре он преподавал в московских гимназиях, кроме того, последние пятнадцать лет он является членом научно-методической комиссии всероссийских олимпиад по литературе, ежегодно участвует в качестве члена жюри в проведении конкурса «Учитель года России».

Тот научный коллектив, который собрал Виктор Федорович для создания нового учебно-методического комплекта оптимален по направленности научной деятельности членов коллектива для создания именно школьного учебника. В этот коллектив входит известный специалист по истории русской литературы, литературовед Людмила Александровна Трубина, заведующая кафедрой современной литературы и журналистики Московского государственного педагогического университета, профессор Наталья Александровна Ипполитова — авторитетный специалист по культуре речи и риторике. Такое объединение методиста, литературоведа, специалиста по развитию речи и по риторике — удачное сочетание для коллектива, работающего над школьным учебником, который должен решать задачи и знакомства с литературой, и формирования навыков литературоведческого анализа, и развития речи — письменной и устной.

Авторы в основном москвичи, но в составе авторского коллектива есть и представитель дальнего региона — профессор Алла Михайловна Антипова, доктор педагогических наук, специалист по методике преподавания, которая постоянно и активно работает с учителями на курсах переподготовки учителей и дополнительного педагогического образования в Дальневосточном федеральном университете. Кроме того, в авторский коллектив входят доцент Ирина Вячеславовна Мамонова, доцент Анна Александровна Маныкина, много и активно работающие со студентами, будущими учителями.

Интересный авторский состав — литературоведческий, речеведческий, методический — как раз и определил особенности данной линии учебно-методических комплектов. Ее можно смело назвать филологической линией, потому что интерес к слову как первооснове художественного образа, к слову как главному материалу, главной форме логического и образного мышления — это одна из главных целей, задач и проблем, которые решает этот учебник.

Новая завершенная линия учебников по литературе реализует деятельностный подход к обучению и задачи последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам общеобразовательной школы.

Программа литературного образования разрабатывалась с учетом концепции новых государственных образовательных стандартов. Это проявилось и в реализации деятельностного подхода, и в отборе литературных произведений (авторы стремились преодолеть перегруженность программы), и в выборе направлений работы с художественными текстами (жизненное знание, необходимый опыт общения, практическое освоение произведения, внимание к деталям, выявляющим систему авторских намерений). Выбор направлений работы с художественными текстами определялся взглядом на литературу как метафору мира, особый способ познания и моделирования жизни.

Основная идея линии — практическое овладение навыками работы с текстом. Чтение, комментарий, анализ и интерпретация художественного текста становятся основой для создания школьниками собственного текста, представления собственных оценок и суждений по поводу прочитанного.

Основные характеристики линии, которые реализуются наиболее последовательно и являются ее преимуществами и отличительными особенностями:
  • взгляд на литературу как метафору мира, особый способ познания и моделирования жизни; реализация принципа связи искусства с жизнью («литература вопросов»);
  • сочетание хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса, рассмотрение произведений русской литературы в контексте мировой литературы, наличие уже в 5–8 классах тем обзорного типа, не просто расширяющих круг чтения школьников, но и готовящих к анализу литературных произведений, включенных в программу 9–11 классов;
  • практическая направленность всех разделов курса литературы, включение специальных разделов «Практикумы», предполагающих практическое освоение учащимися сложных теоретико-литературных понятий, овладение навыками филологического анализа художественного текста в одном из заданных аспектов и рекомендации по созданию собственных устных и письменных высказываний (отзывов, сообщений о писателе, рефератов, сочинений и др.);
  • внимание к художественной функции слова в литературном произведении, материалы рубрики «Мир в слове» и комментарии к художественным произведениям, расширяющие словарный запас школьников и развивающие навык анализа художественной функции слова (в том числе имени собственного) в литературном произведении;
  • обращение к художественным текстам и фрагментам, представляющим литературу как форму словесной игры (специальные задания в разделах, посвященных поэзии и прозе, разным литературным жанрам, в том числе в обзоре «Английская поэзия нонсенса» и др., участие в литературных конкурсах, поэтических соревнованиях, в том числе с использованием интернет-ресурсов);
  • формирование общекультурных, языковых и коммуникативных компетенций (комментарии, названия произведений и фамилии иностранных авторов на языке оригинала, задания на сопоставление переводов и др.);
  • установление межпредметных связей не только с русским языком, историей, географией, обществознанием, но и с иностранными языками (через комментарии к художественным произведениям, систему вопросов и заданий), а также последовательная работа по формированию универсальных учебных действий;
  • возможности работы в классах разного уровня (обычной общеобразовательной школе, школах и классах с углубленным изучением литературы), которые предоставляет система индивидуальных заданий (в дополнение к основным заданиям), учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности;
  • обращение к современным технологиям поиска и обработки информации (заочные интернет-экскурсии, презентации, работа в поисковых системах, участие в тематических блогах и форумах).

Состав УМК:
а) программа литературного образования;
б) учебник;
в) книга для чтения в 5–8 классах и хрестоматия в 9–11 классах (в перспективе);
г) фонохрестоматия;
д) методическое пособие (в форме развернутого поурочного планирования);
е) рабочая тетрадь (готовятся к изданию).

Учителя привлечет оригинальный выбор и расположение литературного материала, практическая направленность учебников и специальные его разделы «Практикумы», краткие и информативные статьи о писателях и комментарии к художественным текстам, яркие иллюстрации, продуманная система вопросов и заданий, в том числе нацеливающих на подготовку к итоговой аттестации. Важно также, что методические руководства создавались теми же авторами, которые готовили учебники.

В ближайшей перспективе — создание УМК для 10–11 классов, также основанных на концепции новых образовательных стандартов. Названные выше специальные разделы и рубрики будут вписаны в структуру курса на историко-литературной основе.

Авторы УМК убеждены в следующем:

Список произведений русской и зарубежной литературы для изучения не может быть слишком объемным хотя бы потому, что «нельзя объять необъятное». Литературные произведения, включенные в «базовое ядро» программы (монографические темы по русской литературе), обязательные для изучения во всех типах учебных заведений и входящие в систему итогового контроля, должны быть прочитаны учащимися, сопровождены необходимыми комментариями, проанализированы на основе принципов единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма. Обращение к фрагментам возможно в процессе обзорного знакомства с отдельными литературными явлениями или как начало самостоятельного знакомства школьников с большим по объему литературным произведением (чтение его первых глав, ключевых эпизодов).

Решение задачи формирования интереса к чтению должно предшествовать решению всех остальных задач литературного образования. Именно поэтому на уроках литературы в основной школе особенно важно уделять внимание организации самого процесса художественного восприятия.

Направления анализа художественного текста определяются спецификой самого текста. Традиционный школьный путь «от содержания к форме» не всегда оказывается продуктивным, ибо он не всегда соответствует принципу «от простого к сложному». В большинстве случаев постижение литературного произведения как смыслового целого является делом необычайно сложным, результатом углубленного анализа.

Теоретико-литературные понятия необходимо рассматривать не только как инструмент постижения художественного произведения. Многие термины, используемые на уроках литературы, не перегруженных специальной терминологией, применимы в самых разных областях знания и сферах общения. Возможно и незначительное расширение их круга (за счет таких понятий, как «заглавный образ», «аллюзия», «реминисценция», «интертекстуальность» и др.). При знакомстве с научной терминологией следует отдать предпочтение принципу «от частного к общему», опираясь на читательский опыт школьников, поэтому о таких сложных теоретических понятиях, как «жанр» и «композиция», целесообразно говорить только после знакомства школьников с произведениями разных видов (жанров) и некоторыми особенностями их построения (композиции).

Программа по литературе в общеобразовательных учреждениях не должна ставить перед собой задачи систематического изучения истории русской литературы. Эта задача не может быть решена в полной мере даже в высших учебных заведениях. Школьники знакомятся лишь с вершинными явлениями отечественной и мировой литературы, творчеством крупнейших представителей отдельных литературных эпох, доминантами литературного процесса (например, с романтизмом — в 9 классе, реализмом — в 10 классе, модернизмом и реализмом — в 11 классе).

Источник: http://prosvpress.ru
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: