Психология и психофизиология стресса

Предмет: Психология


Автор: Никонова Е.Ю., факультет психологии МГУ


Аннотация: 

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой, антропогенный и другие стрессы. (слайд 2)
Каким бы ни был стресс, «позитивным» или «негативным», эмоциональным или физическим, воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.


Выделяют следующие виды стрессов (слайд 3): - информационный стресс - посттравматический стресс - эмоциональный стресс - физиологический стресс
Общий адаптационный синдром (ОАС). В 1936 г. канадский физиолог Ганс Селье обратил внимание на два важных свойства стресса - адаптивность и неспецифичность (независимость от характера повреждающего фактора). Селье обнаружил, что характер изменений органов не зависел от характеристики повреждающего фактора и, как выяснилось позже, носил адаптивный приспособительный характер. Общий адаптационный синдром имеет три стадии: тревоги, резистенции (приспособления, адаптации) и истощения (слайд 4).

В лекции рассматриваются близкие к стрессу эмоциональные состояния и психологические методы борьбы со стрессом.

Стресс — это своеобразный аналог «сведенной мышцы», поэтому, чтобы ее расслабить, нужно потянуться в противоположном направлении, иначе говоря, придумать для себя «антидот стресса». Для этого проанализируйте, когда и где вы попадаете в стрессовую ситуацию чаще всего, и попробуйте применить в этот момент свой антидот. Главное же — ввести это в правило. Помогают пережить стрессы также и многие продукты, в которых содержатся специфические гормоны нашего организма – внутренние «опиаты» и «эндорфины» (гормоны «хорошего настроения»). Включите в свой рацион салат, шпинат, капусту, паприку: в них присутствует один из рода опиатов — «цитофин». В бананах содержится гормон, связанный с положительными эмоциями, - «серотонин», дающий человеку ощущение легкости и веселья. Не стоит забывать и о сладостях (особенно шоколад), которые делают нас более жизнерадостными, так как содержащаяся в них глюкоза запускает специальный механизм нашего мозга - «механизм удовольствия» (слайд 5).
 


Вопросы: 
 Промежуточные вопросы

1. Часто ли вы используете слово стресс в повседневной жизни? Какой смысл вы вкладываете в его значение?
2. Чем информационный стресс отличается от эмоционального стресса?
3. Попробуйте привести примеры хронического и кратковременного стресса.
4. Какие заболевания могут развиваться под воздействием стресса?
5. Как человек может бороться со стрессом?

Итоговые вопросы
1. Может ли человек прожить без стресса?
2. Опишите основные виды стрессов.
3. Какие характерные заболевания происходят от стресса?
4. Чем отличается дистресс от стресса?
5. Что описывает общий адаптационный синдром? Кем он был разработан? Опишите его основные стадии.
6. Какие эмоциональные состояния считаются близкими к стрессу?
7. Какие бывают копинг – стратегии?
Дополнительные материалы: 

Интернет – ресурсы
1. http://video.yandex.ru/users/pugachev-alexander/view/2313/# Энциклопедия тайн: Стресс
2. http://lib.rus.ec/a/10949 собрание книг Ганса Селье
3. http://n-life.org/?p=58 статья «Как преодолеть стресс»
4. http://www.no-stress.ru/ портал посвященный борьбе со стрессом
5. http://psystatus.ru/partner_article.php?id=117 стресс у детей

Литература
1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
2. Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
3. Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
5. Китаев-Смык Л.А «Психология стресса» М., Наука, 1983
6. Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
8. Аллен Элкин Стресс для "чайников" = Stress Management For Dummies — М.: «Вильямс», 2006. — С. 320.
9. Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. «Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия». MateriaMedica. 1996. N 1(9).
10. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
11. Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, #4 декабрь 2001.
12. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.

Темы, связанные с тематикой лекции
  • Эмоции и состояния
  • Переживания
  • Депрессия
  • Неврозы и психосоматические нарушения
  • Копинг стратегии
  • Усталость и выгорание

Источник: http://teacher.msu.ru/school/proforientir/psyhol/stress

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: