На конференции обсуждались вопросы:
- содержание курсов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»;
- взаимосвязь курсов с предметной областью «Русский язык и литературное чтение» в начальной школе;
- опыт регионов в реализации курсов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Лекторы:
- Александрова О.М., кпн, зам. завю лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «ИСРО» РАО, член Правления Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ, почётный работник науки и техники
- Иванов С.В.,к. филол. н., МПГУ, лауреат премии Президента РФ в области образования, член Орфографической комиссии РАН
- Кузнецова М.И.Ю., дпн, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования «ИСРО» РАО
- Соколова О.В., научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов МГПУ
- Байбакова О.Ю., кпн, зав. кафедрой ДНО и КП ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
- Соболева О.В., д. психол. н., профессор ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности
- Барышникова О.О., к. филол. н., доцент ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
- Петленко Л.В., кпн, эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
- Серых Л.В., кпн, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», доцент, Почетный работник общего образования
- Шиянова И.В., зам. директора МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода
- Учителя начальных классов: Ракова Т.С., Дергоусова Е.Н., Шульженко И.Е.,
- Кузнецова С.И., Блинова Е.В., Соснина Е.Г., Козимирова И.С., Полиектова Н.К., Багрова С.В., Кошелева Е.А., Шибина Л.С., Мамонтова Э., Габова Э.В.
- Романова В.Ю.я, кпн, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования «ИСРО» РАО
Программа конференции:
1) «Русский родной язык»: что и зачем изучаем?
Рассматривались вопросы:
- цели и задачи учебного предмета «Родной русский язык»,
- его отличия от учебного предмета «Русский язык»,
- основные аспекты содержания курса родного русского языка.
2) Возможности курса родного русского языка в индивидуализации обучения младших школьников
Обсуждалась проблема индивидуализации обучения младших школьников как при изучении основного курса русского языка, так и при изучении курса родного русского языка.
3) Литературное чтение на родном русском языке: цели и задачи курса, особенности содержания
- Лектор проанализировал отраженные в «Примерной программе по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»» цели и задачи курса, его взаимодействие с основным курсом;
- Представил подход к реализации содержания программы в учебных пособиях, охарактеризовала основные тематические линии по годам обучения, отражение в методическом аппарате пособий особенностей работы с текстом.
4) Взаимосвязь курсов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном русском языке» с основными курсами «Русский язык» и Литературное чтение» в начальной школе
- Рассмотрено содержание одного из подразделов курса «Литературное чтение на родном русском языке» - «Я и книги», его ориентацию на развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- Проанализированы задания курса «Родной русский язык», которые помогают ученикам на практике освоить языковые механизмы: образования слов, развития значения и др.
5) Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения на родном русском языке
В выступлении рассмотрены методические приемы работы с текстом, направленные на формирование функциональной грамотности и подчеркивающие особенности преподавания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке».
6) Курс русского родного языка как средство формирования у младших школьников языковой картины мира
Обсуждались вопросы:
- взаимосвязь языка и культуры, языка и истории своего народа в курсе «Русский родной язык»,
- роль курса в зарождении подлинного интереса к изучению родного языка, в проявлении бережного отношения к его богатству, в более глубоком понимании истории и культуры своего народа.
7) Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках родного языка
Лектором были представлены
- результаты регионального проекта «Формирование функциональной грамотности», в котором особое внимание было уделено методической составляющей преподавания предмета «Русский родной язык»,
- опыт педагогов, использующих идеи формирования функциональной грамотности на уроках родного языка в 1 классе.
8) Развитие коммуникативных умений и языковой интуиции при изучении курсов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном русском языке»
- Обсудили проблему развития коммуникативной грамотности младших школьников;
- Рассмотрели необходимость изучения родного языка и родной литературы для формирования жизненных ценностей учащихся;
- Проанализировали задания, способствующие развитию языковой интуиции младшего школьника.
9) Формирование речевой культуры на уроках русского родного языка
В выступлении была рассмотрена взаимосвязь основного курса русского языка и курса родного русского языка в вопросах формирования речевой культуры младших школьников на примере изучения раздела "Секреты речи и текста" в 1 классе.
10) Проблемный диалог на уроке родного русского языка в начальной школе
Лектор
- Раскрыл потенциал содержания учебника «Русский родной язык» для организации проблемного диалога;
- Обсудил сценарии уроков.
11) Моделирование алгоритма действия как способ самоконтроля при изучении русского родного языка
- В выступлении представлен опыт работы по развитию самоконтроля на основе использования моделирования при изучении родного русского языка.
- На примере работы с первоклассниками показаа продуктивность моделирования алгоритма действия для понимания самого действия и для осуществления самоконтроля.
12) Организация групповой и парной работы при выполнении заданий коммуникативной направленности
Представлен опыт работы по включению младших школьников в практическую речевую деятельность, которая является одной из приоритетных целей курса русского родного языка.
13) Говорим о знаках препинания. Работаем в группах
- Представлен опыт реализации событийного подхода на уроках родного русского языка, позволяющего эффективно организовывать учебную деятельность;
- Обсуждались важные аспекты групповой работы на примере изучения темы: «Знаки препинания, их история и функции в русском языке»
14) Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках родного русского языка в начальной школе
- Лектором были раскрыты возможности учебника «Русский родной язык» в организации проектно-исследовательской работы;
- Представлены темы проектных заданий, опыт их выполнения младшими школьниками.
15) Что означают наши имена?
- Педагогом представлен опыт проведения в 1 классе урока «Зачем людям имена»;
- Показана работа по развитию мотивации к изучению родного языка.
16) Разрабатываем контрольно-измерительные материалы для оценивания коммуникативных умений и культуры речи. Из опыта работы.
Представлена разработка заданий, направленных на оценивание коммуникативных умений и культуры речи, практического опыта исследовательской работы.
Презентация. Взаимосвязь курса
Презентация. Возможности курса родного русского языка
Презентация. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского родного языка в начальной школе
Презентация. Когда и как появились знаки препинания
Презентация. Курс родного русского языка как средство формирования
Презентация. Литературное чтение на родном русском языке. Цели и задачи курса, особенности содержания
Презентация. Моделирование алгоритма действия как способ самоконтроля
Презентация. Организация групповой и парной работы
Презентация. Развитие коммуникативных умений и языковой интуиции
Презентация. Разрабатываем контрольно-измерительные материалы для оценивания коммуникативных умений и культуры речи
Презентация. Технология проблемного диалога
Презентация. Формирование речевой культуры на уроках русского родного языка
Презентация. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках родного языка
Презентация. Что означают наши имена
Презентация. Русский родной язык. Что и как изучаем
Дополнительный материал по теме – вебинар "Взаимосвязь курсов «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном русском языке» в начальной школе"
Автор: Кузнецова Марина Ивановна
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарии: