Использование электронных словарей и справочных материалов на уроке иностранного языка


Источник: http://iyazyki.ru/2012/07/useof-edictionaries

Учащиеся XXI века выросли вместе с информационными технологиями, для них использовать Интернет в качестве справочного материала или мобильный телефон как записную книжку, совершенно естественно. Чаще всего они не задумываются, что еще двадцать лет назад для обучения использовались тома справочной литературы
и блокноты для записей.


Компьютер и другие цифровые устройства поселились в каждом доме и заняли важное место в нашей жизни, расширив границы общения как на родном, так и на иностранных языках. Теперь у нас есть не только телефон или личные коммуникации, но и разговоры в реальном времени по Skype, общение в блогах, на форумах, в социальных сетях. Новое поколение читает меньше печатных книг, а большую часть информации получает из Интернета.
Современные технологии служат на благо пользователей, и благодаря им процессы получения информации продолжают совершенствоваться. Эрудированность учащихся в умении использовать современные информационные технологии на сегодняшний день не вызывает сомнений, а это значит, что необходимо начинать использование электронных справочных пособий на начальном этапе обучения иностранному языку.
Сейчас информация различного рода стала доступнее, и мы привыкли к быстрым и удобным способам её получения. Например, в Интернете мы можем найти большие объёмы информации за считанные секунды. Это значит, что сценарии работы с получением информации изменились.
Развитие и распространение новых типов коммуникаций позволяет применять новые и интересные инструменты обучения иностранным языкам, например электронный словарь.
Современные электронные словари являются сборниками справочного материала, а также инструментом обучения иностранным языкам, который позволяет получить информацию о словах, словосочетаниях и идиоматических выражениях (лексических единицах) в рамках контекста. Электронный словарь можно и нужно использовать в классе с целью развития у учащихся навыков использования справочной литературы и освоения активной лексики; на дополнительных занятиях, например, по домашнему чтению — для расширения словарного запаса и создания собственного багажа пассивной лексики. Также учащиеся могут использовать электронный словарь для самостоятельной работы и выполнения домашних заданий по усвоению лексики.
Рассмотрим эти и другие возможности на примере известного словарЯ ABBYY Lingvo x5.
Электронный словарь ABBYY Lingvo x5 — это коллекция словарей и справочной литературы, составленная из множества авторитетных источников: словарей, грамматических справочников, разговорников, аудио- и видеоматериалов, а также лингвострановедческих справочных материалов. Использование наборов словарей позволяет развивать у учащихся навыки по освоению новой лексики в контексте, приобретать лингвострановедческие знания, закреплять и повторять лексические единицы при помощи специального тренажёра, совершенствовать произношение отдельных лексических единиц и фраз, а также расширять общий кругозор и совершенствовать познания в иностранном языке, используя толковые словари и тезаурусы уважаемых британских издательств.
Для систематизации грамматических знаний учащиеся могут использовать грамматический справочник — удобное электронное пособие по грамматике английского языка. Справочник содержит сведения о частях речи, правописании, пунктуации и синтаксисе, а также о различиях между американским и британским вариантами английского языка.
С целью развития умений аудирования учащимся предлагаются для просмотра видеоуроки по изучению английского языка от English Club® TV. Уроки разбиты по темам, каждая из которых — это уникальная естественная речевая ситуация, предложенная для последующего лексического разбора и отработки лексики в контексте.
Другие возможности электронного словаря, такие как всплывающий перевод, позволяющий на лету получить значение любого слова, подстрочник и перевод фраз, поиск слова и его перевода в примерах из живых текстов, помогают учащимся развивать навыки чтения и понимать общий смысл текста без необходимости перевода каждого слова.
Подробнее хотелось бы рассказать о совместном проекте издательства «Просвещение» и ABBYY.
В учебно-методические комплекты «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 2–11 классы, «Английский язык», Кузовлев В.П. и др. 2–11 классы, «Английский язык», Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. 5–11 классы входит электронное приложение ABBYY Lingvo x5.
В состав приложения вошли: специальные учебные словари, учебно-игровая программа для быстрого запоминания слов, аудиокурсы в формате MP3 для учебников и рабочих тетрадей. В состав каждого диска входит приложение ABBYY Lingvo Tutor x5.


Работа на уроке и на дополнительных занятиях по иностранному языку с ABBYY Lingvo Tutor х5
Для введения новой лексики, её закрепления, использования в контексте и повторения учащимся предлагается учебно-игровая программа ABBYY Lingvo Tutor х5. ABBYY Lingvo Tutor x5 подходит как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы на уроках иностранного языка в классе. Для полноценной работы в классе потребуется оборудование: компьютер (с операционной системой Microsoft® WindowsXP/Vista/7), проектор с проекционным экраном или интерактивная доска и колонки. Далее кратко рассмотрим основные возможности ABBYY Lingvo Tutor x5. Более подробно использование программы во время урока описано в «Электронном приложении к УМК по английскому языку с аудиокурсом («Просвещение» — ABBYY®). Советы и рекомендации по использованию диска в классе и для самостоятельной работы дома».
Программа ABBYY Lingvo Tutor x5 обладает дружественным, интуитивно понятным интерфейсом.
В ABBYY Lingvo Tutor входят пять упражнений для тренировки определённого набора лексических единиц. Списки лексических единиц соответствуют урокам в соответствующих учебно-методических материалах. Рассмотрим каждое из упражнений подробнее.
  • Упражнение «Знакомство»

Данное упражнение используется с целью введения новой лексики на уроке.
Процесс ознакомления с новой лексикой можно представить как игру по знакомству с новыми словами. Сняв галочку «Показывать перевод сразу», вы предоставите возможность учащимся самим вспоминать или угадывать перевод слов.
  • Упражнение «Мозаика»

Упражнение «Мозаика» направлено на закрепление лексического материала. Учащимся необходимо установить соответствие между словом и его значением, выбрав правильный вариант перевода среди нескольких. Возможен следующий вариант игры: учащиеся разбиваются на команды и соревнуются в знании лексики, представители команд дают ответы. Выигравшей считается команда, набравшая большее количество правильных ответов.
  • Упражнение «Варианты»

«Варианты» — это простое и эффективное упражнение для закрепления изученной лексики. В верхней части окна выводится слово, для которого нужно выбрать правильный перевод из предложенных ниже вариантов. Открывайте карточки со словами и вместе с учащимися выбирайте правильный ответ.
  • Упражнение «Написание слова»

Упражнение «Написание слова» является наиболее сложным в уроке. Оно направлено не только на усвоение значения слова, но и на развитие навыка графического воспроизведения лексической единицы. При работе с приложением учащийся должен без ошибок записать в свободное поле перевод слова.
  • Упражнение «Самопроверка»


Самостоятельная работа учащихся с ABBYY Lingvo Tutor x5
После работы с лексикой на уроке учащиеся могут прорабатывать перечисленные выше упражнения самостоятельно с помощью ABBYY Lingvo Tutor x5.
Приложение предоставляет возможность создания собственного регулярного расписания занятий. Очень важно, чтобы учащиеся самостоятельно закрепляли и повторяли изученную на уроке лексику. В приложении списки лексических единиц сгруппированы согласно учебной программе соответствующих учебно-методических материалов. Таким образом, учащемуся необходимо выбрать нужный номер урока, и список необходимой лексики будет сформирован для изучения. Методически приложение создано таким образом, что те слова, которые трудны для запоминания учащегося, повторяются в упражнениях чаще, чем те слова, которые учащийся уже усвоил.
Например, возможен следующий план самостоятельной работы для заданного урока по учебному лексическому материалу:
  1. Упражнение «Знакомство». Учащийся читает слово вслух, используя транскрипцию, и старается запомнить его правильное написание. Нажимает кнопку для просмотра перевода слова, затем переходит к следующему слову в списке слов к этому уроку.
  2. Далее откроется упражнение «Мозаика». Здесь учащийся подбирает пару слово–перевод из нескольких вариантов.
  3. После «Мозаики» запустится упражнение «Варианты». В верхней части окна выводится слово, для которого нужно выбрать правильный перевод из предложенных ниже вариантов.
  4. После упражнения «Варианты» запустится упражнение «Написание слова»: нужно вспомнить перевод слова и написать его без ошибок.
  5. Финальное упражнение «Самопроверка». Учащийся должен попробовать самостоятельно вспомнить перевод указанного слова и только потом посмотреть правильный ответ.
По заданному набору лексики приложение ведёт статистику изучения лексических единиц, таким образом осуществляется контроль. После усвоения заданного набора лексических единиц ученик переходит к следующему уроку. В любой момент есть возможность вернуться к предыдущим урокам и повторить всю пройденную лексику.
Перечисленные выше возможности использования электронных словарей показывают, что они являются не только источником качественного справочного материала, но и полезным и незаменимым современным инструментом при обучении иностранному языку. Электронные словари совершенствуют образовательную деятельность в области иностранных языков, придают урокам разнообразие, делают их интерактивными и интересными для учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: