Социальные риски современного детства

Источник: http://prosvpress.ru/2013/05/karabanova-riski/


О возможностях качественного улучшения системы образования в связи с изменением парадигмы образования, переносом акцента с задач усвоения знаний, умений, навыков на задачи развития личности рассказывает профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Ольга КАРАБАНОВА.

Принцип вариативности как основа построения индивидуальной образовательной траектории открывает новые перспективы учёта интересов, потребностей и мотивов каждого ребёнка, реализации потенциала его умственного и личностного развития. Однако ситуация социального развития детей характеризуется рядом особенностей, составляющих социальные риски развития нового поколения российского общества. Ряд тенденций развития современного детства и современного дошкольного образования вызывает обоснованное чувство тревоги и беспокойства не только у родителей, психологов, педагогов, но и в обществе в целом.
Групповые различия в траекториях развития детей
Резко выраженная дифференциация социально-экономических условий неизбежно влечёт за собой нарастание групповых различий в траекториях развития детей из разных социальных слоёв и появление детства разного типа. Возрастная стратификация, доминировавшая в прошлом веке, всё более уступает лидирующую роль социальной стратификации, порождающей риски утраты единства и консолидации общества, раскола ценностного сознания.

Наблюдается поляризация психического развития детей — наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается удельный вес группы детей с проблемными, осложнёнными вариантами развития, рост числа пограничных состояний и субнормальных вариантов развития. Детей с ограниченными возможностями здоровья (другое обозначение этой группы — дети с особыми нуждами и потребностями) становится всё больше. Каждый такой ребёнок требует индивидуального подхода, специально организованной системы сотрудничества и общения, позволяющей компенсировать трудности развития.

Необходимо указать и на другую потенциальную группу риска — дети, опережающие сверстников, одарённые дети. На первый взгляд это странно, однако одарённые дети также нуждаются в особых условиях развития, особой образовательной среде, особой программе воспитания. Далеко не всегда в воспитании одарённых детей используются возможности развития, которые предоставляет дошкольное детство. Воспитание по типу искусственной акселерации, как можно более раннее обучение одарённых детей, игнорирование их индивидуальности, проблем в отношениях со взрослыми и сверстниками зачастую приводят к дисгармоничности познавательного и личностного развития. Итог — общество лишается возможности воспитания незаурядных, креативных, творческих личностей, блокируя чудо превращения гадкого утёнка, непохожего на сверстников, чудаковатого одарённого ребёнка в прекрасного лебедя.

Влияние института семьи на формирование личности ребёнка

Рост числа разводов, количества однодетных, неполных или дисфункциональных семей, гражданских браков, девиантного материнства, насилия в семье, «отложенного родительства», социального сиротства, всё более широкое распространение института нянь как заместителей близкого взрослого уже на самых ранних этапах развития ребёнка увеличивают риски, обусловленные уникальной невосполнимой ролью семьи в формировании личности. Обеднение содержательного общения детей и взрослых, депривация, дисгармоничность типов семейного воспитания — всё это трудности современного института семьи.

Всё чаще обнаруживается нарушение эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях, рост эмоциональной зависимости, дефицит эмоционального тепла и любви. У ребёнка не формируется чувство оптимизма, защищённости, уверенности в себе и в поддержке его начинаний значимыми другими людьми. Ближайшими следствиями такого обеднения являются ограничение любознательности ребёнка, его готовности к экспериментированию, к бескорыстному исследованию мира, снижение мотивации к обучению, образованию и развитию.

Искусственная акселерация


Сохраняется тенденция форсирования интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счёт вымывания типично детских дошкольных видов деятельности (игры, рисования) и замещения их псевдоучебной деятельностью. Реальной становится опасность перекоса, переноса акцента на интеллектуальное развитие в ущерб личностному развитию.

Редуцирование типичных дошкольных видов деятельности приводит к обеднению общения. А общение детей, кооперация и сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности — основа морального развития, формирования компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.

По-прежнему сильна тенденция форсированного ускорения темпов развития за счёт квазиучебной деятельности. В детском саду подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни — игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность. Даже если эти виды деятельности и остаются, они принимают форму обучения на занятиях либо сами существенно изменяются в сторону «дидактизирования». Такое положение приводит к искусственной акселерации и упрощению, обеднению развития ребёнка (А.В. Запорожец). Альтернативой должна стать амплификация детского развития — всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства, имеющая уникальное, непреходящее значение для развития творческого воображения, любознательности, для мотивации познания в игре, изобразительной деятельности, восприятии художественной литературы и сказки. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста — актуальная задача современного дошкольного образования.

Акцент на социализацию


Целью дошкольного образования является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития, сохранение физического и психического здоровья. Перенос акцента на социализацию изменяет наше представление о результате дошкольного образования. Этим результатом должно стать присвоение ребёнком базовой культуры мира, которая выражается как в духовных, так и в материальных ценностях, окружающих ребёнка и кристаллизующих его познавательные и личностные способности. Это умение читать и писать, различать цвета и формы, мыслить, видеть и чувствовать прекрасное, сопереживать чувствам другого человека, строить концепцию мира и человека в мире.

Хочу предостеречь против упрощённого понимания социализации. Нередко её сводят к освоению ребёнком социальных ролей, норм и правил. В результате может создаться ложное впечатление о том, что стандарт, провозглашающий позитивную социализацию ключевой целью дошкольного образования, берёт курс на формирование послушного, удобного ребёнка, действующего строго по правилам и потому вполне предсказуемого, легко управляемого и соответствующего ожиданиям требовательных учителей, родителей, воспитателей.

В первую очередь социализация предполагает освоение ребёнком культурного наследия человечества. Решающим условием реализации миссии дошкольного образования является развитие мотивационно-потребностной сферы, потребности в любознательности, познании мира. Это некий универсальный опыт общих подходов к миру, которые связаны с вопросами «почему» и «зачем», с потребностью в творчестве, выражаемой в игровой и изобразительной деятельности. Это потребность в творчестве, поиске, мотивация достижений, что особенно важно, ведь мы знаем, что в этом возрасте ярко выражено чувство гордости за свои достижения. Но к сожалению, к моменту поступления в школу неадаптивная активность ребёнка (В.А. Петровский) сходит на нет, растворяясь в оценках, нотациях и поучениях взрослых, которые стараются оценивать его поведение с точки зрения «правильности» и «неправильности». Напротив, разрабатываемый сегодня стандарт дошкольного образования нацеливает на развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста творческие виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией, — освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется не в процессе нравоучений, моралей и нотаций, а в процессе реальной совместной деятельности, когда дети прислушиваются друг к другу, помогают друг другу, делятся друг с другом и тем самым осваивают нормы общения.

Социализация решает также задачу формирования жизненных навыков — умений в новой, нестандартной, часто неопределённой ситуации, в условиях дефицита информации быть готовым к поиску решений, не бояться ошибок и неудач и ориентироваться на социальные знания, полученные в семье и детском саду.

Из «дошколки» в школу без проблем

И ещё одна тема, приобретающая особую остроту в ситуации модернизации общего образования, — проблема преемственности дошкольного и школьного уровней образования. Эта преемственность не исчерпывается формированием системы представлений о мире, знаний, умений, навыков, базовых познавательных способностей. Думается, ключ к решению — формирование мотивов и смыслов учения, готовности ребёнка к сотрудничеству с педагогом как носителем той системы социальных норм, правил и знаний, присвоение которых становится задачей развития для ребёнка, переступающего порог школы.

Положение о ведущей роли сотрудничества и содействия в обеспечении преемственности образовательных ступеней иллюстрируется многими примерами. Приведу лишь один. В диссертационном исследовании М.В. Максимовой сравнивалась успешность вхождения в школьную жизнь двух групп детей, различавшихся по уровню психологической готовности к школе. Оказалось, что уровень психологической и предметной готовности ребёнка к школе не предопределяет успешность вхождения в школьную жизнь. Ключевое условие успешности школьного обучения — готовность самой школы, педагогов, родителей к изменению форм учебного сотрудничества и взаимодействия сообразно возрастным и индивидуально-личностным особенностям ученика. Способность учителя увидеть в ребёнке маленького творца, предложить адекватные возрасту и индивидуальности формы сотрудничества и учебной деятельности сразу выводит ребёнка на тот уровень успешности, который обеспечивает оптимальную зону ближайшего развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий