Принцип вариативности как основа построения индивидуальной образовательной траектории открывает новые перспективы учёта интересов, потребностей и мотивов каждого ребёнка, реализации потенциала его умственного и личностного развития. Однако ситуация социального развития детей характеризуется рядом особенностей, составляющих социальные риски развития нового поколения российского общества. Ряд тенденций развития современного детства и современного дошкольного образования вызывает обоснованное чувство тревоги и беспокойства не только у родителей, психологов, педагогов, но и в обществе в целом.
Групповые различия в траекториях развития детей
Резко выраженная дифференциация социально-экономических условий неизбежно влечёт за собой нарастание групповых различий в траекториях развития детей из разных социальных слоёв и появление детства разного типа. Возрастная стратификация, доминировавшая в прошлом веке, всё более уступает лидирующую роль социальной стратификации, порождающей риски утраты единства и консолидации общества, раскола ценностного сознания.
Наблюдается поляризация психического развития детей — наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается удельный вес группы детей с проблемными, осложнёнными вариантами развития, рост числа пограничных состояний и субнормальных вариантов развития. Детей с ограниченными возможностями здоровья (другое обозначение этой группы — дети с особыми нуждами и потребностями) становится всё больше. Каждый такой ребёнок требует индивидуального подхода, специально организованной системы сотрудничества и общения, позволяющей компенсировать трудности развития.
Необходимо указать и на другую потенциальную группу риска — дети, опережающие сверстников, одарённые дети. На первый взгляд это странно, однако одарённые дети также нуждаются в особых условиях развития, особой образовательной среде, особой программе воспитания. Далеко не всегда в воспитании одарённых детей используются возможности развития, которые предоставляет дошкольное детство. Воспитание по типу искусственной акселерации, как можно более раннее обучение одарённых детей, игнорирование их индивидуальности, проблем в отношениях со взрослыми и сверстниками зачастую приводят к дисгармоничности познавательного и личностного развития. Итог — общество лишается возможности воспитания незаурядных, креативных, творческих личностей, блокируя чудо превращения гадкого утёнка, непохожего на сверстников, чудаковатого одарённого ребёнка в прекрасного лебедя.
Влияние института семьи на формирование личности ребёнка
Рост числа разводов, количества однодетных, неполных или дисфункциональных семей, гражданских браков, девиантного материнства, насилия в семье, «отложенного родительства», социального сиротства, всё более широкое распространение института нянь как заместителей близкого взрослого уже на самых ранних этапах развития ребёнка увеличивают риски, обусловленные уникальной невосполнимой ролью семьи в формировании личности. Обеднение содержательного общения детей и взрослых, депривация, дисгармоничность типов семейного воспитания — всё это трудности современного института семьи.
Всё чаще обнаруживается нарушение эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях, рост эмоциональной зависимости, дефицит эмоционального тепла и любви. У ребёнка не формируется чувство оптимизма, защищённости, уверенности в себе и в поддержке его начинаний значимыми другими людьми. Ближайшими следствиями такого обеднения являются ограничение любознательности ребёнка, его готовности к экспериментированию, к бескорыстному исследованию мира, снижение мотивации к обучению, образованию и развитию.
Искусственная акселерация
Сохраняется тенденция форсирования интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счёт вымывания типично детских дошкольных видов деятельности (игры, рисования) и замещения их псевдоучебной деятельностью. Реальной становится опасность перекоса, переноса акцента на интеллектуальное развитие в ущерб личностному развитию.
Редуцирование типичных дошкольных видов деятельности приводит к обеднению общения. А общение детей, кооперация и сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности — основа морального развития, формирования компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.
По-прежнему сильна тенденция форсированного ускорения темпов развития за счёт квазиучебной деятельности. В детском саду подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни — игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность. Даже если эти виды деятельности и остаются, они принимают форму обучения на занятиях либо сами существенно изменяются в сторону «дидактизирования». Такое положение приводит к искусственной акселерации и упрощению, обеднению развития ребёнка (А.В. Запорожец). Альтернативой должна стать амплификация детского развития — всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства, имеющая уникальное, непреходящее значение для развития творческого воображения, любознательности, для мотивации познания в игре, изобразительной деятельности, восприятии художественной литературы и сказки. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста — актуальная задача современного дошкольного образования.
Акцент на социализацию
Целью дошкольного образования является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития, сохранение физического и психического здоровья. Перенос акцента на социализацию изменяет наше представление о результате дошкольного образования. Этим результатом должно стать присвоение ребёнком базовой культуры мира, которая выражается как в духовных, так и в материальных ценностях, окружающих ребёнка и кристаллизующих его познавательные и личностные способности. Это умение читать и писать, различать цвета и формы, мыслить, видеть и чувствовать прекрасное, сопереживать чувствам другого человека, строить концепцию мира и человека в мире.
Хочу предостеречь против упрощённого понимания социализации. Нередко её сводят к освоению ребёнком социальных ролей, норм и правил. В результате может создаться ложное впечатление о том, что стандарт, провозглашающий позитивную социализацию ключевой целью дошкольного образования, берёт курс на формирование послушного, удобного ребёнка, действующего строго по правилам и потому вполне предсказуемого, легко управляемого и соответствующего ожиданиям требовательных учителей, родителей, воспитателей.
В первую очередь социализация предполагает освоение ребёнком культурного наследия человечества. Решающим условием реализации миссии дошкольного образования является развитие мотивационно-потребностной сферы, потребности в любознательности, познании мира. Это некий универсальный опыт общих подходов к миру, которые связаны с вопросами «почему» и «зачем», с потребностью в творчестве, выражаемой в игровой и изобразительной деятельности. Это потребность в творчестве, поиске, мотивация достижений, что особенно важно, ведь мы знаем, что в этом возрасте ярко выражено чувство гордости за свои достижения. Но к сожалению, к моменту поступления в школу неадаптивная активность ребёнка (В.А. Петровский) сходит на нет, растворяясь в оценках, нотациях и поучениях взрослых, которые стараются оценивать его поведение с точки зрения «правильности» и «неправильности». Напротив, разрабатываемый сегодня стандарт дошкольного образования нацеливает на развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста творческие виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией, — освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется не в процессе нравоучений, моралей и нотаций, а в процессе реальной совместной деятельности, когда дети прислушиваются друг к другу, помогают друг другу, делятся друг с другом и тем самым осваивают нормы общения.
Социализация решает также задачу формирования жизненных навыков — умений в новой, нестандартной, часто неопределённой ситуации, в условиях дефицита информации быть готовым к поиску решений, не бояться ошибок и неудач и ориентироваться на социальные знания, полученные в семье и детском саду.
Из «дошколки» в школу без проблем
И ещё одна тема, приобретающая особую остроту в ситуации модернизации общего образования, — проблема преемственности дошкольного и школьного уровней образования. Эта преемственность не исчерпывается формированием системы представлений о мире, знаний, умений, навыков, базовых познавательных способностей. Думается, ключ к решению — формирование мотивов и смыслов учения, готовности ребёнка к сотрудничеству с педагогом как носителем той системы социальных норм, правил и знаний, присвоение которых становится задачей развития для ребёнка, переступающего порог школы.
Положение о ведущей роли сотрудничества и содействия в обеспечении преемственности образовательных ступеней иллюстрируется многими примерами. Приведу лишь один. В диссертационном исследовании М.В. Максимовой сравнивалась успешность вхождения в школьную жизнь двух групп детей, различавшихся по уровню психологической готовности к школе. Оказалось, что уровень психологической и предметной готовности ребёнка к школе не предопределяет успешность вхождения в школьную жизнь. Ключевое условие успешности школьного обучения — готовность самой школы, педагогов, родителей к изменению форм учебного сотрудничества и взаимодействия сообразно возрастным и индивидуально-личностным особенностям ученика. Способность учителя увидеть в ребёнке маленького творца, предложить адекватные возрасту и индивидуальности формы сотрудничества и учебной деятельности сразу выводит ребёнка на тот уровень успешности, который обеспечивает оптимальную зону ближайшего развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарии: