"Одна из главных задач школы — формирование креативности"

Из интервью с автором учебников по физике
Олегом КАБАРДИНЫМ

Опубликовано на сайте «Просвещение» на странице http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=228&d_no=7459
И в периодическом издании «Просвещение» на стр. 6 № 56, октябрь 2012 г.

***
…Нельзя начинать подготовку к уроку с определения перечня элементов знаний и умений, которыми на уроке каждый учащийся должен овладеть. Это в принципе ошибочная позиция. Учащийся учителю ничего не должен. А учитель учащемуся должен помочь учиться, так как он сам выбрал профессию учителя и заключил трудовой договор с обществом. Поэтому подготовка учителя к уроку должна начинаться с поиска ответов на такие вопросы, как:
«Чем может быть интересна эта тема учащимся?» и
 «Как я смогу привлечь их внимание к изучению этой темы?».

Учитель также должен определить способ, которым он сможет проверить достижение поставленных перед собой целей. Не контроль и оценка результатов работы учащихся на уроке, а контроль результатов своей работы с целью внесения коррекции в случае необходимости.


Физика как учебный предмет в сравнении с другими предметами обладает таким существенным потенциальным преимуществом, как возможность привлечения внимания учащихся почти на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта. Но не надо забывать, что способности учащихся удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограниченны, а непроизвольное внимание, возбуждённое эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием плаката или проекции, затухает через 5–10 минут.

КАК ЖЕ УДЕРЖАТЬ ИНТЕРЕС НА УРОКЕ?

Основной ключ к решению этой проблемы — деятельностный подход к процессу обучения. Познание и развитие способностей человека происходят
только в процессе самостоятельной и активной познавательной деятельности. Поэтому все доступные и безопасные опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез нужно стараться передавать учащимся для самостоятельного выполнения.
Эффективным средством повышения уровня мотивации к познавательной и творческой деятельности может служить метод проблемного обучения. Это постановка перед учащимися интеллектуальных проблем, требующих серьёзных умственных усилий, выполнения экспериментальных исследований, обработки и теоретического осмысления полученных результатов.
Источник: журнал для учителя "Просвещение. Естественные науки"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: