Подростковый возраст: самопознание и открытие Я

Предмет: Психология 
Автор:Молчанов Сергей Владимирович, к. псих. н., доцент факультета психологии МГУ 
Аннотация: 
Подростковый возраст, традиционно рассматриваемый как кризис, является периодом формирования таких психологических новообразований как обретение идентичности, самосознание, открытие Я. В лекции рассмотрены общие закономерности подросткового возраста, определены основные задачи развития и сферы жизненного самоопределения, указаны особенности самопознания, условия и факторы открытия себя. Рассмотрено содержание Эго-идентичности как важнейшей психологической структуры, развивающейся в подростковом возрасте.

 


Вопросы: 
Предварительные вопросы:
  • какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «подростковый возраст»?
  • как вы понимаете, что такое открытие Я?
  • какие темы вы чаще всего обсуждаете со своими друзьями?
  • какие жизненные выборы сейчас для вас наиболее значимы?
Промежуточные вопросы:
  • Что является предметом психологии и как это соотносится с исследованием подросткового возраста?
  • Какие задачи развития подросткового возраста наиболее актуальны для вас?
  • В чем выражает поиск идентичности для Вас, какие он вызывает переживания?
  • Какие сфер самоопределения и формирования Эго-идентичности наиболее интересны для вас и почему?
Итоговые вопросы:
  • В чем состоит специфика подросткового возраста?
  • Какие задачи развития в подростковом возрасте вы можете назвать?
  • Назовите симптомы становления кризиса идентичности?
  • Что такое статусы идентичности?
  • Какие статусы идентичности вы можете назвать?
Дополнительные материалы: 
Список литературы и интернет-ресурсы:

1. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 205.
2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 192-207.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
4. Кле М. Психосексуальное развитие подростка. М., 1991.
5. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000
7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
9. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
10. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Редактор-составитель Г.В. Бурменская. Изд. 2. М., 2005.
11. http://www.vospod.ru/
12. http://psycholines.narod.ru/podrostok.html
13. http://flogiston.ru/

Источник:  http://teacher.msu.ru/school/proforientir/psyhol/adolescence

Комментариев нет:

Отправить комментарий