Школьная библиотека — «магазин без покупателей»?

27 апреля в московской гимназии № 1503 прошел городской круглый стол «Роль школьной библиотеки в формировании современного образовательно-воспитательного пространства», организованный Департаментом образования города Москвы при участии некоммерческого фонда научно-исследовательских разработок «Пушкинский институт» и городской сетевой площадки «Библиотечное пространство нашей новой школы».




С первых минут организаторы порадовали добрыми вестями. Так, по словам директора Пушкинского института и одного из научных руководителей городской экспериментальной площадки «Библиотека в школе будущего» Людмилы Голубцовой, в Москве складывается сетевое сообщество библиотечных учреждений самых разных профилей и видов. Создана Ассоциация библиотекарей образовательных учреждений города Москвы. С 2007 года весьма плодотворно работает площадка «Библиотека в школе будущего», выпущен объемный сборник «Библиотечное пространство новой современной школы», который может стать незаменимым руководством для архитекторов новых, интерактивных моделей школьной библиотеки (ШБ). Этот «альбом экспериментальной деятельности» содержит, кроме прочего, ценнейший анализ инновационных практик более 50 столичных школ на поприще поддержки и развития детского интереса к чтению, работе с электронными носителями информации.



Из рекламного буклета одной из столичных гимназий.
У нас в библиотеке всё можно.
Взять на урок учебник, который забыл дома.
Почитать, посмотреть журнал или газету на перемене.
Посмотреть новости или любой другой информационный телеканал (например, «Культура» или «Спорт»).
Сделать ксерокопию любого текстового материала, в том числе выполненного дома. Можно скопировать запись урока, если его пропустил.
Оставить запрос на подбор тематической литературы и библиографических справок для реферата, проекта, урока.
Получить индивидуальный совет, что почитать для души, для кругозора, для настроения.
Посоветоваться, пообщаться с библиотекарем, поговорить о прочитанной книге.
В библиотеке есть сканеры, принтер, шесть компьютеров с выходом в Интернет. Можно со всем этим работать: сканировать, распознавать и редактировать тексты, входить в свою почту, листать электронный школьный журнал, заниматься проектно-творческой деятельностью.
Вместе с тем, пожалуй, впервые прозвучала статистика «бед и обид», с которыми заведующие главным интеллектуальным штабом школы сталкиваются ежедневно. Ведущий научный сотрудник НИИ ИСРОО Надежда Жирова сообщила о результатах исследования, которое охватило более 100 образовательных учреждений из 5 городских округов. Выяснилось, что библиотеки не имеют достаточного комплектования даже по основным видам литературы. Причем по некоторым направлениям укомплектованность составляет менее 10 процентов.
– Фонд современной отечественной прозы безнадежно устарел, это самая ветхая часть нашей базы, — отметила Надежда Анатольевна. — Если где-то и появляются классики зарубежной словесности, то исключительно благодаря внебюджетным источникам.

Не удивительно, что лишь чуть более 40% опрошенных «руководителей детского чтения» ставят отметку «удовлетворительно» качеству поступающей в школу литературы. А сама библиотека нередко напоминает магазин без покупателей.

Анкетируя московских педагогов, ученые выяснили, что именно учителя являются наиболее эрудированной категорией школьных работников. Круг их литературных интересов (от истории, политики, экономики, психологии до книг по искусству, философии, спорту, не говоря уже о художественных произведениях) и впрямь поражает. Однако всё это богатство знаний, наблюдений, «внепрограммных» увлечений, как ни странно, остается личным достоянием учителя. Фактически это означает (по словам Надежды Жировой), что «основным текстом, с которым идет работа на уроке, по-прежнему остается учебник».

Сегодня библиотекари не всегда могут влиять на заказ. На круглом столе то и дело звучало: «Что выделяют, то и приходится брать». Между тем именно библиотекарь лучше кого бы то ни было знает потребности школы, связанные и с ее учебным планом, и с проектной деятельностью, и с системой воспитательной работы.

Вот почему, как полагают книговеды, созданию продуманной модели комплектования школьных библиотек в Москве должна предшествовать выработка условий для самостоятельного выбора изданий библиотекарями.

Практически все участники встречи считают, что запрос на текущую и дефицитную литературу должен быть обеспечен как через централизованную систему комплектования, так и силами библиотек, на средства, выделяемые ОУ. При этом более половины опрошенных специалистов настаивают на необходимости «восстановить библиотечный коллектор в том или ином виде». Говорят и о том, что необходима экспертиза поступающей в ОУ литературы. По мнению генерального директора издательства «Печатные традиции» Александра Ельконовича, этим мог бы заняться общественный экспертный совет в составе библиотекарей и методистов, представителей общественных организаций, разработчиков инновационных проектов и самих площадок библиотечного пространства «Нашей новой школы».

– Современная школьная библиотека должна стать одним из гарантов реализации новых стандартов, — заявил на встрече директор Гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий

№ 58 Алексей Жималовский. — Для этого необходимы фонды и технические ресурсы, обеспечивающие инновационные образовательные процессы. Библиотека становится самым открытым центром доступа к информации, а библиотекарь все больше играет роль педагога, способного сопровождать всех участников нового образовательного процесса в работе с информационными ресурсами по маршрутам ФГОС.

Алексея поддержали все эксперты, так или иначе говорившие именно об этой новой миссии «некогда самых тихих и безлюдных комнат в школе». Заместитель начальника Управления комплексного анализа и стратегического развития системы образования Департамента образования города Москвы Александр Молотков, в частности, заметил: «Понятно, что библиотека «нового стандарта» должна изменить свой социальный и культурный статус. Это не окошко для выдачи учебников, а центр поиска и нахождения необходимой информации. А в перспективе — и это уже наша стратегическая цель — точка доступа к фондам крупнейших столичных книгохранилищ».

В свою очередь заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Ольга Котляр напомнила, что в документах ФГОС есть раздел, где в обязательном порядке требуется представить систему условий реализации ООП, в том числе описание имеющихся материально-технических и информационно-методических условий в ОУ. Программа формирования УУД школы также должна обеспечиваться информационно-методическими условиями, которые помогают ее реализовывать. В связи с этим у библиотекарей появляется еще одна функция — соучастника и соавтора ООП в той ее части, которая касается ресурсного сопровождения системно-деятельностной модели обучения по ФГОС.

P.S.: Участники встречи много и подробно говорили об острейшем голоде на необязательную — детскую, легкую, модную литературу, который испытывают школьные библиотеки Первопрестольной. Но вот в рязанской школе № 51 мне довелось наблюдать удивительную картину. Заведующая здешней библиотекой Елена Гаврилина организовала педагогический клуб «Чтиво». Простой расчет: теперь приобретенный в магазине кем-нибудь из учителей, родителей или учащихся хит сезона не оседает на домашних полках, а становится достоянием всей школы. Фонд редких, популярных, дорогих научно-познавательных изданий в этой школе теперь возрастает не по дням, а по часам. Дети практически перестали получать отказы от Елены Вячеславовны на заинтересовавшего их автора или издание.

Из выступлений участников городского круглого стола

Директор Гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий № 58 Алексей Жималовский:
С целью приведения информационно-образовательной среды в соответствие с требованиями ФГОС необходимо обеспечить информационную поддержку образовательной деятельности педагогов на основе современных информационных технологий. Реализовать эту задачу отдельно взятому ОУ довольно трудоемко. Поэтому необходимо интегрировать наши ресурсы, создавать корпоративную информационную образовательную сеть.

Директор гимназии № 1503 Стелла Цимбалюк:
Мы переходим на московский стандарт качества образования. Значит, должны быть выработаны определенные показатели, которые влияют на рейтинг школы. Одним из них может стать стандарт оснащения школьной библиотеки. Также и в нормативе, который приходится на ученика, предлагаю определить, какую долю в нем необходимо тратить на это оснащение.

Детский психолог-педагог Э.Б. Вешнева:
Ученые установили: между читательским развитием ребенка и его успешностью в учебе существует прямая зависимость. При этом большинство социологов отмечают, что для многих ребят школьная библиотека является первой и зачастую единственной в жизни. Именно поэтому так важно решить проблему комплектования школьных библиотек внепрограммной литературой.

Источник:  http://prosvpress.ru/2012/05/shkolnaya-biblioteka/#more-2716

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: