Главный элемент школы индивидуальности

В начавшемся учебном году новый образовательный стандарт стал реальностью. Заработал стандарт начальной школы, утвержден ФГОС основной школы.

На актуальные вопросы Бориса СТАРЦЕВА, корреспондента журнала для учителей «Иностранные языки» отвечает руководитель группы разработчиков стандарта, управляющий директор издательства «Просвещение»,  член-корреспондент Российской академии образования Александр Михайлович КОНДАКОВ.




Какова роль стандарта в системе образования в целом?

Стандарт — это системообразующий элемент образования. Именно он определяет экономику, управление образованием, он обусловливает основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, формирование материально-технической базы школы.
Стандарт как системный документ во многом возвращает в школьное образование то лучшее, что было в нём в советское время. К сожалению, в первый, ранний постсоветский период шла не системная, а технологическая модернизация, то есть изменялись отдельные элементы, которые не рассматривались как часть целого. Поэтому, с моей точки зрения, и произошло определённое разбалансирование самой системы образования.

Как проходили разработка и обсуждение стандарта?


В создании стандарта основного общего образования принимали участие научные и педагогические работники ведущих вузов и научных учреждений страны: Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, педагогических вузов Москвы и Санкт-Петербурга, образовательных учреждений дополнительного педагогического образования и многих других.
Обсуждение стандарта проходило на всех уровнях — от профессиональной среды до широкого круга общественности. Состоялись совещания в Министерстве образования и науки РФ, семинары с ведущими специалистами и вузовской общественностью, заседания в Российской академии образования, встречи и конференции с педагогами и родителями учеников, с политиками и работодателями, с представителями различных религиозных конфессий. 

Расскажите, как прошла апробации стандарта. в каких областях образовательного процесса могут возникнуть «трудности перехода»?


Апробация стандарта основной школы проходила с сентября 2008 года, в ней приняли участие 14 регионов России, 116 муниципальных образований, 775 учреждений образования всех типов: лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением отдельных дисциплин, общеобразовательные школы, расположенные в городах и в сельских районах.
Были выбраны различные по социально-экономическому положению регионы, многонациональные либо с одной преобладающей нацией. В каждом федеральном округе — по два региона. От Центрального федерального округа в проекте приняли участие Москва, Московская
и Ярославская области, от Северо-Западного федерального округа — Ленин-
градская и Калининградская области, от Южного федерального округа — Республика Дагестан и Ростов-на Дону, в Приволжском федеральном округе — Республика Татарстан и Оренбург, в Уральском федеральном округе — Ямало-Ненецкий автономный округ и Челябинская область, в Сибирском федеральном округе — Новосибирск и Омск, в Дальневосточном федеральном округе — Приморский край и Республика Саха  (Якутия).
По результатам апробации могу предположить, что основная сложность, с которой столкнётся система образования при введении стандарта, — это подготовка и переподготовка педагогических кадров.
Частично проблема переподготовки кадров была решена как раз за счёт апробации проекта в школах. Но чтобы все педагоги захотели осваивать новые методики преподавания и претворять их в жизнь, им уже сейчас необходимо понять и принять новую систему образования.
В перспективе ставится задача повышения квалификации педагогов на всех
ступенях образования, включая дошкольное. И речь идёт не только об уровне образованности, но и о повышении социального статуса педагогов в целом.
Если на государственном уровне ставится задача воспитания творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества, в первую очередь учитель сам должен стать таковым.

Что изменится для учеников  с принятием стандарта основного общего образования?


Изменится сама школа. На смену системе Яна Амоса Коменского придёт школа как открытая образовательная среда, школа индивидуальностей, основная задача которой — развитие личности человека. Такая школа будет активно использовать самые современные информационные технологии, даст возможность каждому ученику двигаться под руководством педагога именно по понятному ему, ребёнку, комфортному с  психологической и других
точек зрения маршруту. Конечно, при этом необходимо соблюдать общие требования к  получению общего образования.
Выявление и развитие способностей каждого ученика — это важнейшая задача школы.
Я очень рад тому, что мы смогли разработать модель такого  образовательного учреждения, в котором созданы условия для развития одарённости любого ребёнка.
Кроме того, мы ориентируем учащегося на формирование тех ключевых компетенций,  которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Ведь многие наиболее востребованные сегодня профессии совсем недавно ещё даже не  существовали. Самые востребованные сейчас на рынке труда компетенции также не существовали каких-то пять лет назад. Более того, мы можем только предполагать, какие компетенции будут наиболее востребованы через десять лет, когда нынешние первоклассники закончат школу.

А каковы изменения с точки зрения учителя?

Учителю станет работать сложнее. Из «транслятора» знаний он станет «навигатором» по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности получен-ной информации. С другой стороны, возможностей и прав на творчество у учителя тоже станет больше.
Доказательством тому может служить основная образовательная программа образовательного учреждения, которую школа будет  разрабатывать сама.

Расскажите о сути стандарта основного общего образования.


Наш стандарт общего образования не стремится копировать западные модели. В его основе лежат достижения и лучший опыт как отечественных, так и западных систем образования. При этом приоритет отдан именно первой системе. Разработчиками был проведён глубокий анализ ведущих научных психолого-педагогических, культурологических и социологических теорий. На основе этого анализа были разработаны новые требования к структуре и содержанию образования.
Идеи стандарта во многом основаны на культурно-исторической психологии Льва Семёновича Выготского и разработках классиков педагогической психологии — Леонтьева, Эльконина, Лурии.
Ключевым в построении содержания образования становится необходимое ядро базовых учебных действий, на основании которого формируются ценностные ориентации и научная картина мира, а также способы познавательной и практической деятельности.
Остановимся на структуре основной образовательной программы. В неё входит урочная и внеурочная деятельность учащегося, его воспитание и социализация, укрепление здоровья, а также коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важным аспектом учебной деятельности становится исследовательская работа. Школьник, овладев рядом универсальных приёмов, в дальнейшем самостоятельно находит решение практических задач. Не менее важно и умение взаимодействовать с коллективом для получения конечного результата.
Внеурочная деятельность удовлетворяет интересы ребёнка за пределами учебной деятельности и в то же время формирует индивидуальную траекто-рию развития. 
Далее воспитание и социализация. Тут на первый план выходит духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.
Кроме того, стандарт впервые определяет такую категорию, как здоровье школьников, и во главу угла ставит его сохранение и укрепление.
Важной составляющей учебного процесса является и профессиональная ориентация школьников, поэтому в структуре образовательной программы ей уделяется пристальное внимание. В школах должна осуществляться психолого-педагогическая и информационная поддержка учащихся при выборе дальнейшего обучения в старшей школе, вузе, а также в выборе профессии.
Что касается обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, стандарт направлен на коррекцию недостатков психического или физического развития, на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, на оказание квалифицированной помощи и поддержки.
В новом стандарте чётко прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы. Они касаются не только достижения предметных, но также метапредметных и личностных результатов.
Такие требования исходят из современных потребностей самого учащегося и его семьи, общества и государства в целом.

Как вы оцениваете работу, которая была проведена? Что бы лично вы записали в число достижений разработчиков?

Это был очень сложный, многолетний процесс. В рамках этой разработки мы поняли, что существуют серьёзные пробелы в исследованиях в области образования. В первую очередь я имею в виду экономику образования и образовательное право. К сожалению, сегодня мы не знаем и мало исследуем проблемы современного детства. Такая же ситуация и с семьёй. Требует решения проблема воспитания в информационном обществе, то есть в условиях открытых образовательных, а также массы прочих, например развлекательных, сетевых ресурсов.
Представляется затруднительной дидактика современного учебного процесса и его организация. И таких проблем остаётся ещё достаточно.
На многие вопросы мы даём ответы, разрабатывая стандарт и вводя его в действие.
Пожалуй, это и есть самое интересное и значимое в нашей работе.

ГЛОССАРИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ  ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Потребности личности в полноценном и разнообразном личностном станов лении и развитии с учётом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); органичное вхождение
личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни обще-
ства (социальная успешность); развитость у личности универсальных тру-
довых и практических умений, готовности к выбору профессии (профес-
сиональная успешность).

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного про-цесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоен-ные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогически адаптированная система  знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловлива-ющих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нём.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Нормативный документ, в котором в обобщённом виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых  осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания,  в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.


Источник: Просвещение. Журнал для учителя. Иностранные языки.
Электронная версия журнала: http://iyazyki.ru/
Осень, 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: