Алихан Динаев: «Креативное мышление – основной навык XXI века»

На вебинаре, состоявшемся  в рамках образовательного курса для учителей «Навыки будущего для учителя настоящего» 13 января 2021 г.,  выступил учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», Народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев.

Обсуждались вопросы: 

  • Что такое креативное мышление и как его измерить? 
  • Как развить креативное мышление?

Новый формат мероприятия  – вебинар-интервью позволил спикерам и слушателям курса вместе поразмышлять о феномене будущего и особенностях обучения и преподавания в цифровую эпоху. Приглашаем на просмотр!

Содержание выступления:

В современном мире быстрыми темпами развивается искусственный интеллект, становясь в определенном смысле экзистенциальной угрозой для человечества. Он уже может сочинять стихи и писать картины, которые покупают на аукционах за огромные деньги, побеждать человека в шахматах и компьютерных играх. Противопоставить искусственному интеллекту можно только креативное мышление – умение придумывать и создавать новое.

Креативность повсюду

В последние годы и даже десятилетия о креативности так много говорят на всевозможных площадках, что эта тема немного надоедает. Педагоги пытаются сделать все возможное, чтобы повысить уровень креативного мышления – своего и своих учеников. О креативном мышлении написано множество книг – конечно же, с креативно оформленными обложками.

Работодатели всего мира требуют наличие креативности от потенциальных работников – этот навык обычно оказывается на первом месте или в топ-3. Впрочем, согласно исследованию Высшей школы экономики, в рамках которого были проанализированы 206 тыс. вакансий российского сайта hh.ru, в топ-10 soft skills креативность не входит. Может быть, именно поэтому российская экономика отстает от ведущих экономик мира?

Всегда ли она нужна?

Конечно, креативность нужна не всегда. Вряд ли кто-то захочет, чтобы его креативно постриг парикмахер, когда требуется всего лишь убрать лишние волосы, или креативно прооперировал хирург. Глупые ошибки, ведущие к фатальным последствиям в той же хирургии, зачастую связаны с тем, что медицинский персонал не выполняет инструкции. Если врач перед операцией не вымоет руки и не наденет стерильный халат, риск смерти пациента возрастет в разы.

Так что следовать готовому алгоритму, жесткому, скучному и занудному, не выходить за установленные рамки зачастую необходимо. Но есть и другие ситуации, где невозможно обойтись без творческого мышления. Пикассо говорил, что каждый ребенок – художник, и трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Креативность для всех

Многие думают, что креативность – некий дар, что люди делятся на тех, кто с рождения креативен, и тех, кто не обладает творческими способностями. По большей части это миф.

Причина в том, что мозг человека пластичен и все время изменяется. Исследование мозга лондонских таксистов показало, что та его часть, которая отвечает за пространственное мышление и умение запоминать расположение объектов в пространстве, у них больше, чем у других людей. Но когда таксист уходил на пенсию, она сокращалась до обычных размеров. Целенаправленное развитие того или иного навыка приводит к изменениям в мозге, так что креативности может научиться любой человек.

Похвалить за ошибку

Важнейший аспект творчества – отсутствие боязни потерпеть неудачу. Чем больше попыток делали гении в живописи, музыке или физике, тем больше шедевров, изобретений они создавали. Количество черновиков, например, у Чайковского, сочинявшего симфонии, поражает воображение, а сонет Шекспира № 154 критики называют откровенно слабым и недостойным пера великого поэта.

Учитель на уроке может помочь детям привыкнуть к мысли, что ошибки – это хорошо и правильно. Попробуйте похвалить ребенка за ошибку, посмотрите на его реакцию, объясните, что ошибка – это не крест на репутации. Задача учителя – дать возможность ребенку самому найти свою ошибку и объяснить свой ответ. Нужно пробуждать у ребенка желание исправить ошибку и провоцировать его на поиск правильного ответа.

Еще один фактор креативности – готовность рисковать. «Отказаться от риска – значит отказаться от творчества», – считал Антон Макаренко.

Как стать креативнее?

Необходимо понимать, что креативность отнюдь не всегда связана с озарениями. Ее вполне можно «положить на рельсы» алгоритмов, один из которых – SCAMPER, схема постановки вопросов, стимулирующих возникновение новых идей. Техника SCAMPER основана на наблюдении, что все новое есть модификация уже существующего. Каждая буква в этой аббревиатуре представляет собой отдельный метод (подробнее об этом можно узнать из лекции и презентации).

Как сделать урок более интересным, более эффективным с точки зрения достижения предметных, метапредметных и личностных результатов? Пример креативного решения – изменение его привычного формата. Например, обществознание или физику можно объединить с физической культурой и провести урок в спортзале. Наряду с физкультминутками можно проводить креативные минутки, предлагая детям небольшие и необычные задания, в том числе не имеющие единственно верного ответа.

Главное условие развития креативности у детей – готовность учителя поддержать их инициативы. Пусть они сами придумывают задачи, пусть условия этих задач будут необычными вплоть до того, что Илон Маск ездит по Марсу на «Тесле».

Как измерить?

Одним из самых валидных считается тест креативности Торренса. С другой стороны, креативность – это качественный показатель, и оценивать его количественно сложно: то, что сочтет креативным один человек, не сочтет креативным другой. В школе оценка метапредметных и личностных навыков включает оценку креативности, а лучше всего ученик может их проявить, выполняя индивидуальный проект.

Учителя часто предъявляют к себе высокие требования и хотят, чтобы каждый их урок был уникальным. Это не всегда возможно и не всегда получается. Так что можно поставить перед собой задачу проводить уроки – яркие, оригинальные и непохожие на другие – хотя бы раз в неделю или раз в месяц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: