Татьяна Черниговская: «Учитель – священная фигура. Это слово пишется с большой буквы»

На вебинаре в рамках образовательного курса для учителей «Навыки будущего для учителя настоящего» 23 декабря 2020 г. выступила член-корреспондент РАО Татьяна Владимировна Черниговская с лекцией на тему «Образование в XXI веке: новый мир». 

Она известна своими исследованиями в области нейронаук и психолингвистики, возглавляет Институт когнитивных исследований СПбГУ и является одним из самых ярких популяризаторов науки в современной России.

Содержание выступления:

Обращаясь к участникам вебинара, Татьяна Черниговская отметила, что для нее большая честь и радость выступать перед учителями. «Мы и раньше знали в теории, что учителя и врачи – главные люди на этой планете, а теперь на практике в этом убедились», – подчеркнула она.

Скорость изменений растет

Ключевая особенность мира, в котором мы живем сейчас, – гигантская скорость изменений, считает Татьяна Черниговская. Технологические новшества возникали во все эпохи: когда-то люди ездили на ослах и лошадях, а теперь летают на ракетах. Но раньше для того, чтобы новация вошла в обиход, нужны были столетия, потом годы, а сейчас – всего лишь дни. Гаджеты изменяются быстрее, чем взрослые люди к ним привыкают, а дети вообще стали другими, они «чуть ли не рождаются с гаджетами».

По мнению Татьяны Черниговской, у современных детей – другой мозг. Речь идет не о биологических изменениях, а о том, что ребенок с рождения попадает в высокотехнологичную среду, которой раньше не было. К этой среде его «подключают» родители, которые не хотят тратить на него время и предпочитают пользоваться своими гаджетами, играть в свои игры.

Круг общения расширяется

Как отметила лектор, человек живет в мире сетей – от социальных в Интернете до реальных, у каждого – свой круг общения. Какое количество людей может выходить в этот круг?

Она рассказала о так называемом числе Данбара – допустимом количестве социальных связей, которое выводится исходя из размера мозга живого существа. Например, мозг обезьян, который в три раза меньше человеческого, позволяет общаться с социальной группой примерно в 50 особей, а в самом близком кругу – примерно с тремя-четырьмя. У человека эти показатели – 150 и 12-15 соответственно.

«А что мы имеем сейчас, в XXI веке? Загляните в свой телефон! Я в своем увижу тысячи людей, которых так или иначе знаю, но их на самом деле больше. Наша нейронная сеть может это выдержать?» – задала вопрос Татьяна Черниговская.

Прежние нормы не действуют

По мнению лектора, современный мир напоминает то «Алису в стране чудес», то «Алису в Зазеркалье»: события и вещи вдруг начинают вести себя «не так», договоренности и правила, по которым мы живем, в любой момент могут измениться. Исчезает возможность верификации, проверки чего-либо. Современные технологии позволяют сделать ложную новость и передать ее миллионам зрителей, она будет выглядеть правдоподобно, и только специалисты высокого класса смогут заметить подмену. Если раньше стоял вопрос, где найти информацию, например, при подготовке диссертации, то сегодня в каждой из научных областей, в которых работает Татьяна Черниговская, в день выходят по 50 статей, и прочитать их все в принципе невозможно.

Существовавшие ранее нормы жизни в социуме уже не действуют. Молодой человек может не уступить место пожилому в метро, есть «кошмарные примеры чудовищного отношения учеников к учителям». «Учитель – священная фигура, это слово пишется с большой буквы, – считает Татьяна Черниговская. – Представить, что кто-то может вести себя по отношению к учителю так, как мы иногда видим, можно только в страшном сне».

Программа умнее нас?

Современный мир – «текучий» и «прозрачный», потому что телефон человека «знает» об этом человеке всё, нестабильный и гибридный, потому что твой собеседник далеко не всегда может оказаться реальным человеком. Искусственный интеллект «наращивает мускулы»: голосовой помощник Алиса в ответ на оскорбление делает человеку замечание – «как вы невежливо себя ведете!». Благодаря интернету вещей холодильник сам определяет, какие продукты нужно купить. Так цифровой мир, в котором мы оказались, начинает жить своей автономной жизнью.

Кто добьется монополизма в сфере искусственного интеллекта, станет властелином мира, заявил недавно Владимир Путин, и это верный прогноз, считает Татьяна Черниговская. Мощность информационных систем растет у нас на глазах, и специалисты утверждают, что они будут работать в соответствии с тем, что в них заложили. Но на самом деле программа может стать умнее нас – ведь она работает все время, ей не нужно спать, и у нее не болит голова.

Апология цифрового мира

Лектор подчеркнула, что не смотря на свои критические высказывания о гаджетах, она не является противником цифрового мира и дистанционного общения. «Я провожу за компьютером много часов в день, и если бы не цифровые инструменты, было бы страшно даже представить, что сейчас произошло бы на планете. Остановилась бы передача знаний, а этого не происходило никогда, даже во время крупных войн учитель продолжал учить детей под бомбежками», – пояснила Татьяна Черниговская.

При этом она убеждена, что общение учителя с учеником в одном помещении дистанционные технологии заменить не смогут. Сама преподает онлайн, видит лица студентов, и, казалось бы, дистанционно дискуссия происходит точно так же, как в классе, но все равно не хватает привычного общения. Даже те дети, которые раньше не хотели идти в школу, теперь мечтают о ней как о невероятном празднике.

Главная задача - воспитание

Татьяна Черниговская считает, что современное образование – это образование понимания, а не запоминания, формирование способности к постоянным переменам. Нужно учить детей проверять информацию, которую они получают. И если информацию на доске, на компьютере учителя, на сайтах, которые он рекомендует, можно верить, то в других источниках она может оказаться ложной. Современный человек дезориентирован в мире, и ключевую роль в том, чтобы он понял этот мир, играет учитель.

По мнению лектора, главная задача учителя – это воспитание, а информацию о том, как вычисляется гипотенуза, дети могут получить и без него, от Алисы.

Не требовать пятерку с плюсом

Если родители ребенка тщеславны, если требуют от него высших оценок по всем предметам, то он мучается, когда такую оценку не удается получить. Невроз, а может быть, и психоз продолжается весь период обучения в школе, хотя, казалось бы, текущие оценки не имеют значения, и разница важна лишь на ЕГЭ или на олимпиадах.

Сегодня получил двойку, а завтра стал нобелевским лауреатом – такие примеры были, отмечает Татьяна Черниговская. К тому же чем способнее, чем гениальнее человек, тем труднее с ним  работать. Он может не получить пятерку там, где менее способный получит пятерку с плюсом, потому что сомневается, видит разные способы решения задачи, и именно такой подход двигает вперед нашу цивилизацию.

Синдром отложенной жизни

По мнению Татьяны Черниговской, для современного общества характерен синдром отложенной жизни. Детям предлагается много учиться и работать для того, чтобы когда-то в будущем им жилось лучше. По ее мнению, нужно получать удовольствие от сегодняшней жизни, пусть даже это не всегда удается, и видеть результат своих усилий уже сегодня.

С другой стороны, жизнь не может быть сказкой, и даже таких гениев, как Моцарт и Бетховен, их приходилось заставлять учиться музыке.

Сохранять человечность

Татьяна Черниговская отметила, что нужно формировать у детей способность противостоять стрессу, учить их не нервничать по пустякам и сохранять человечность. Только так удастся не потерять представление о реальности, не отдавать всё на откуп компьютерам и самим не превратиться в «киборгов», состязающихся с компьютерной программой. Прислушиваться нужно только к тем, кто является специалистом по тому или иному вопросу, – пусть мнение о «черных дырах» высказывает специалист по «черным дырам», а не специалист по эклерам. Не следует «впадать в безумный разговор всех со всеми».

Свою лекцию Татьяна Черниговская завершила так: «Желаю вам оставаться людьми и понимать, что тех, кого мы учим и воспитываем, это интересует больше всего. Человеческое в человеке не должно потеряться!»


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии: