Поступление в вуз 2013: задача с пятью неизвестными


картинка umnayashkola.ru

В XXI веке поступление в российское высшее учебное заведение превратилось в тривиальную задачу, доступную любому троечнику. На 1 января 2013 года в России было аккредитовано 1115 вузов, а общее количество бюджетных мест, которые с прошлого года начали выделять и избранным частным учебным заведениям, уже несколько лет составляет около полумиллиона. В 2013 году Минобрнауки выделило вузам 491 тысячу бюджетных мест: 74,5 тысячи на магистратуру и 416,5 тысяч — на доступные выпускникам школ бакалавриат и специалитет.


Общедоступное и почти бесплатное

Хотя спускаемый вузам бюджет последние годы понемногу урезался (ещё при министре Фурсенко), число выпускников школ снижалось намного быстрее. Полтора миллиона выпускников в 2005 году — 700 тысяч в 2013-м, и, как результат, сейчас на десять выпускников школ приходится шесть бюджетных мест. А с учётом широкого выбора платного высшего образования поступить хоть в какой-нибудь вуз сможет действительно каждый.
В прошлом году из 100 миллионов россиян в возрасте от 15 до 64 лет более 6 миллионов были студентами: 2,5 миллиона на бюджете, 3 миллиона — на платном обучении в государственных вузах и 1 миллион — в негосударственных. И вузы были готовы принимать ещё и ещё, ведь каждый студент — это деньги, неважно, от государства или от самого студента.
Заметим, что система распределения между вузами контрольных цифр приёма (КЦП, они же бюджетные места), — это анахронизм времён плановой советской экономики. В СССР существовал государственный заказ на специалистов и привязанный к нему объём КЦП. В России госзаказ на выпускников исчез, а бюджетные места, уже не связанные с потребностями рынка труда, остались.

vuzy_diag1
По данным Министерства образования и науки РФ
Прямая зависимость благосостояния вуза от набора вкупе с отсутствием серьёзного контроля «на выходе» (то есть проверки реального уровня образованности выпускников и их готовности приступить к работе по полученной специальности) неизбежно низводило качество образования до второстепенной задачи, дела профессиональной чести, но отнюдь не финансовой необходимости. Ситуацию усугубил демографический спад, вынудивший вузы снижать требования к уровню поступающих. Получение высшего образования всё больше превращалось в имитацию. Бесконечно так продолжаться не могло, несмотря на всю мощь образовательного лобби.
Вузотрясение
Практически безмятежное (не считая тревог по поводу углубляющейся демографической ямы) существование российской высшей школы завершилось в 2012 году, когда новый и до раздражения бодрый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов взялся за высшую школу под лозунгом «Лучше меньше, но лучше». В первом же интервью министр заявил: «Дело не в количестве вузов, а в том, сколько студентов там обучается за счёт государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза…»
Оказалась, что дело и в количестве тоже — вступив в должность, Ливанов подписал приказ о проведении мониторинга деятельности вузов «в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных образовательных учреждений». На приказ мало кто обратил внимание, пока не появились его результаты. Неэффективными были названы: РГГУ, РГСУ, ГУУ, МАМИ, МПГУ, МГОУ, МАРХИ… — всего 130 государственных учебных заведений и 450 их филиалов. Тишина, покой и информационная закрытость, окутывавшие высшую школу много лет, закончились.
К началу 2013 года министерство разделило «чёрный список» на три группы: 1) «признаки неэффективности вуза связаны со спецификой его деятельности» (в эту группу попал и МАРХИ, немало озадачивший просвещённую общественность проведением молебна о спасении от мониторинга); 2) «вуз нуждается в оптимизации деятельности»; 3) «вуз нуждается в реорганизации». В последнюю, «расстрельную» группу включены 30 вузов:
1. Азово-Черноморская государственная аграрноинженерная академия;
2. Борисоглебский государственный педагогический институт;
3. Вологодский государственный педагогический университет;
4. Восточно-Сибирская государственная академия образования;
5. Государственная полярная академия;
6. Дальневосточный государственный гуманитарный университет;
7. Донской государственный аграрный университет;
8. Иркутский государственный лингвистический университет;
9. Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова;
10. Казанский государственный аграрный университет;
11. Карельская государственная педагогическая академия;
12. Коми государственный педагогический институт;
13. Кузбасская государственная педагогическая академия;
14. Магнитогорский государственный университет;
15. Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина;
16. Московский государственный вечерний металлургический институт;
17. Московский государственный открытый университет;
18. Московский государственный университет природо-обустройства;
19. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия;
20. Пермский государственный институт искусства и культуры;
21. Пятигорский государственный технологический университет;
22. Российский государственный торгово-экономический университет;
23. Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины;
24. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет;
25. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики;
26. Сыктывкарский государственный университет;
27. Таганрогский государственный педагогический институт;
28. Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И. Менделеева;
29. Челябинская государственная агроинженерная академия;
30. Шадринский государственный педагогический институт.
Далее в списке приводятся названия 262 неэффективных филиалов (полный перечень можно найти на сайте министерства по адресу http://минобрнауки.рф/новости/2874).
Чёрная метка от Минобрнауки
В какой степени мониторинг эффективности измеряет эффективность — вопрос дискуссионный. Отсутствие в вузе иностранных студентов даст ноль в графе показателя «международная деятельность», но вряд ли помешает отечественным студентам получать качественное образование. Хороший преподаватель-практик без учёной степени принесёт больше пользы, чем доктор наук, чьи представления о профессии остались в прошлом веке, тем не менее, недостаточный процент докторов и кандидатов наук — это ещё один признак неэффективности.
Но одно последствие мониторинга сомнений не вызывает: получение от министерства «чёрной метки» легко перевешивает все реальные или декларируемые достоинства вуза. Его могут присоединить к другому вузу, ему могут не продлить аккредитацию, ему могут сократить число бюджетных мест или вовсе их лишить. Уровень неопределённости для абитуриентов и студентов вырос многократно — теперь ни государственный статус, ни звучное имя, ни славная история вуза стабильности не гарантируют.
Конечно, есть и исключения — элитные вузы, которым ничего фатального, видимо, не грозит. Но на долю МГУ, СПбГУ, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и вузов, подведомственных Правительству РФ (всего — 43 вуза), в 2013 году приходится лишь 22,9% бюджетных мест (по бакалавриату и специалитету). А три четверти всего бюджета получили несколько десятков частных университетов и остальные государственные вузы, которые уже не могут быть уверены в завтрашнем дне. И выбирать большинству абитуриентов придётся именно между этими, крепкими и не очень середняками.
Плохой, хороший… главное — у кого аккредитация
Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации — это первый и совершенно законный вопрос, который возникает у абитуриентов. Но важная деталь, о которой многие не знают: вуз аккредитуется не сам по себе, а вместе с его образовательными программами. Причём программа может быть аккредитована только при первом выпуске специалистов, прошедших подготовку по данной программе. Если у вуза нет аккредитации, то либо он создан меньше пяти лет назад (что сейчас уже большая редкость), либо за все годы существования он так и не получил от государства подтверждения «уровня реализуемых образовательных программ и соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным стандартам или требованиям».
Такие вузы лучше обходить стороной, в том числе и потому, что только государственная аккредитация позволяет высшим образовательным учреждениям выдавать выпускникам дипломы государственного образца (так официально называется государственный диплом) и предоставлять отсрочку от армии.
Перечень профессиональных образовательных программ, прошедших государственную аккредитацию, указан в приложении к свидетельству об аккредитации, которое в обязательном порядке должно быть размещено на вузовском сайте. Здесь же указаны прошедшие государственную аккредитацию укрупнённые группы направлений подготовки и специальностей. Если у вуза аккредитована укрупнённая группа 050000 «Образование и педагогика» (и указано «бакалавриат»), это значит, что аккредитованы все направления бакалавриата, шифр которых начинается с 05. Это «Психолого-педагогическое образование» (050400.62), «Специальное (дефектологическое) образование» (050700.62), «Педагогическое образование» (050100.62) и другие. Другое дело, что вуз может вести приём не на все направления, входящие в укрупнённую группу, это его право.
Верно и обратное: если вуз лишается аккредитации по укрупнённой группе (например, 080000 «Экономика и управление»), неаккредитованными становятся все направления и специальности этой группы: «Экономика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Антикризисное управление» и так далее. И такие случаи, особенно в последнее время, не редкость. Только в январе 2013 года аккредитации по укрупнённым группам лишились филиалы полудюжины крупных госвузов, в том числе Северодвинский филиал Северного (Арктического) федерального университета (220000 «Автоматика и управление», высшее образование) и Бугульминский филиал Казанского национального исследовательского технического университета (080000 «Экономика и управление», среднее профессиональное образование).
Проверить состояние аккредитации программ любого вуза можно на портале Национального аккредитационного агентства в разделе «Реестр аккредитованных высших учебных заведений».
Бюджет? Платное? Не принципиально!
Для вуза бюджетные места — это абсолютное благо. От их наличия и их количества зависит всё: набор, средний балл ЕГЭ зачисленных, ставки, зарплаты, надбавки, премии… Видимо, по этой причине традиционно считается, что и абитуриентов привлекают исключительно бюджетные места.
Онлайновый опрос, проведённый в мае 2013 года на сайте www.rosnou.ru, показал, что лишь каждый пятый абитуриент (19%) уверен, что идти нужно исключительно на бюджет. Более трети выпускников школ (37%) твёрдо намерены поступить на выбранную специальность, даже если придётся учиться за свои деньги. Среди студентов, то есть людей, по определению более информированных, чем абитуриенты, эта тенденция выражена ещё более ярко: принципа «только бюджет» придерживается лишь каждый десятый, а почти половина проголосовала за получение хорошей специальности любой ценой.
vuzy_diag2
Третий, прагматичный вариант ответа (не получится поступить на бюджет — поступать на то, что нравится, или на то, что осталось), оказался одинаково популярен и среди студентов, и среди абитуриентов. К некоторому сожалению, такова одна из базовых установок современного российского общества: бюджет или платное, нравится специальность или не очень, будет после вуза работа по специальности или будет какая-то другая работа — всё это несущественно, а существенно: а) поступить в вуз; б) окончить вуз; в) получить диплом.
Какая-то форма учредительства у вас подозрительная…
Один из самых популярных, но и самых поверхностных критериев выбора вуза — форма учредительства. Слово «государственный» в названии университета многими воспринимается как своеобразный знак качества, а «негосударственный» — как весомый повод для сомнений. Между тем причудливая фраза «Хороший негосударственный вуз лучше плохого государственного» принадлежит не представителю частного сектора, а действующему замминистра образования и науки Александру Климову.
Вузы негосударственной формы собственности нередко называют коммерческими, что не несёт никакого смысла, поскольку коммерческой деятельностью занимаются и госвузы, причём студентов на платных отделениях государственных вузов втрое больше, чем во всех негосударственных вузах вместе взятых.
В идеальном мире главная задача небольших, мобильных, избавленных от излишней бюрократии частных вузов — оперативно реагировать на запросы общества, создавая направления подготовки под возникающие сферы экономической или культурной жизни. Именно это вместе с необходимостью конкуренции для предотвращения стагнации высшей школы провозглашали идеологи негосударственного образования в России.
По прошествии двух десятков лет можно подвести итог: конкуренция получилась (даже бюджетные места начали перемещаться из государственного в частный сектор), но мобильность и отсутствие бюрократии постепенно сошли на нет. Сейчас хороший частный вуз, особенно имеющий поддержку государства, — это фактически то же самое, что и неплохой государственный.
Сейчас в России действует 446 негосударственных (частных) вузов. Сколько среди них добросовестных, основательных университетов, а сколько «фабрик дипломов», сказать сложно: ситуация, когда за минимальные деньги и при минимальных интеллектуальных усилиях можно получить диплом, осуждается всеми, но не меняется уже два десятилетия. Возможно, дело с мёртвой точки сдвинет команда Ливанова: по крайней мере второй, осенний мониторинг будет обязателен для вузов всех форм учредительства (в первом мониторинге добровольно участвовали 70 негосударственных вузов).
Пока же с достаточной определённостью мы можем выделить только те частные вузы, чья деятельность одобрена государством, а значит, в ближайшее время они могут чувствовать себя уверенно.
Это 29 негосударственных вузов, добровольно прошедших процедуру мониторинга и признанных эффективными, причём по критериям, разработанным для госвузов (результаты мониторинга для частных вузов размещены на сайте МОН РФ по адресу http://минобрнауки.рф/новости/2906).
И это полтора десятка вузов, получивших в 2013 году КЦП. Их перечень Минобрнауки не афиширует, сообщив только общие цифры: частным вузам досталось 2105 бюджетных мест.
Целенаправленно интересующую абитуриентов информацию о негосударственном секторе российской высшей школы собирает сайт «АбитГИД — гид для абитуриентов по частным вузам», поддерживаемый Российским новым университетом.
Не менеджментом единым
По данным официального информационного портала ЕГЭ в 2013 году среди предметов по выбору с большим отрывом лидирует «Обществознание» (свыше 500 тысяч заявлений). Судя по традиционно огромным конкурсам на экономику и менеджмент, подавляющее большинство абитуриентов полагает, что поступить с комбинацией из двух обязательных предметов плюс «Обществознание» можно только туда. (Кстати, в этом году конкурс только увеличится, ведь объём КЦП на экономику и управление уменьшился по сравнению с 2012 годом на 19,8%, что позволило слегка увеличить бюджет на остальных направлениях.)
Между тем набор «Русский язык» — «Математика» — «Обществознание» даёт право поступить ещё и на бизнес-информатику, государственное и муниципальное управление, сервис, торговое дело, товароведение, социологию, педагогику и психологию девиантного поведения и даже на тыловое обеспечение.
А комбинация «Русский язык» — «Обществознание» — «Ещё один предмет по выбору» открывает перед абитуриентом возможность выбирать из 41 направления подготовки, среди которых есть и философия, и культурология, и прикладная этика, и издательское дело, и история, и организация работы с молодёжью, и пограничная деятельность, и библиотечно-информационная деятельность, и педагогическое образование.
Подобрать направления по комбинациям ЕГЭ можно в разделе «Абитуриенту» федерального портала «Российское образование».
Островки информации в море Интернета
По данным опросов первокурсников, лишь около 10% впервые узнают о своём будущем вузе из традиционных источников: СМИ, справочники, наружная реклама, образовательные выставки. В Интернете вузы ищут 40%, а остальные 50% получают первую информацию о вузе от знакомых, после чего идут за подробностями всё в тот же Интернет — делают запросы в поисковых системах, изучают сайт вуза, посещают образовательные порталы.
Спрос рождает предложение: немногие вещи рекламируются в Интернете столь же энергично и беспардонно, как высшее образование. Любой поисковый запрос, касающийся поступления, выдаст вместе с результатами поиска гору рекламы (да и сами результаты во многом являются следствием поисковой оптимизации). Большинство образовательных порталов либо переполнены рекламой, либо тем или иным образом продвигают отдельные вузы, причастные к организации данных ресурсов. При этом контактная информация на сайтах крайне скудна, а чтобы вычислить создателей ресурса, порой приходится проводить целое расследование.
Особого вреда от посещения таких сайтов не будет, но мы всё-таки рекомендуем пользоваться ресурсами, не скрывающими своего происхождения. Прежде всего это уже упомянутый выше, самый посещаемый и самый официальный портал «Российское образование», созданный ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», и портал «Учёба.ру», организованный издательством «РДВ Медиа». Реклама есть на обоих ресурсах, но, по крайней мере, она чётко отделена от информации.
Немалую помощь при подборе подходящих вузов может оказать интерактивный ресурс, созданный «РИА Новости» при содействии НИУ ВШЭ в рамках проекта «Социальный навигатор», — «Вузы России: навигатор абитуриента — 2013». Здесь абитуриент сможет сравнить условия приёма (наличие бюджетных мест, минимальный и средний балл каждого зачисленного, стоимость обучения и так далее) на любое направление подготовки в 801 государственном и 151 негосударственном вузе.
А вот на что не стоит обращать внимания — это на рейтинги вузов, которых в Сети предостаточно, но базируются они на устаревших исследованиях или на простом онлайновом голосовании, где лидерство достигается примитивными накрутками. Это в лучшем случае, в худшем рейтинг составлен непонятно кем по неизвестным критериям. Хотя кем, как правило, понятно: кто на первом месте, тот и составлял (или заказывал).
Пожалуй, единственное исключение — исследование «100 лучших вузов России», подготовленное рейтинговым агентством «Эксперт РА» в конце 2012 года. В этот рейтинг специалисты агентства включили вузы, отобранные по результатам опросов работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Картину рейтинг представляет достаточно адекватную, а чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на первую десятку:
1. МГУ имени М.В. Ломоносова;
2. МГТУ имени Н.Э. Баумана;
3. СПбГУ;
4. МФТИ;
5. НИУ ВШЭ;
6. МЭИ;
7. МИФИ;
8. Томский политехнический университет;
9. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;
10. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.
И напоследок: выбирая свой будущий университет, не забывайте главное — вуз может быть и надёжным, и эффективным, и сайт у него замечательный, и приёмная комиссия приветливая, но именно вам он может не подойти. Поэтому обязательно посетите намеченные вузы, побеседуйте с преподавателями и студентами, в общем потратьте с пользой несколько недель, чтобы потом не потратить зря несколько лет, оказавшись не на своём месте.
Удачи!
Материал подготовлен
Лабораторией инновационных коммуникативных исследований (ЛИКИ)
Российского нового университета (РосНОУ)

Источник: http://prosvpress.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий