Подростка от суицида могут спасать сверстники

Давно известно, что проблема, которая взрослому человеку может показаться незначительной, для подростка превращается в психологический тупик, из которого, как ему представляется, нет выхода. А некоторых, особенно чувствительных, может просто довести до самоубийства. Психологи попробовали найти новый подход к решению проблем подросткового суицида.

В поселке Павлоградский Омской области был обнаружен повесившийся 13-летний подросток. В оставленной предсмертной записке он сообщил, что уходит из жизни из-за чувства вины — ведь из-за его шалости оказалось нарушенным водоснабжение дома, где жили его родители.


Подобная трагедия едва не случилась в деревне Антоновка Бежицкого района Брянской области. Там, едва успели вынуть из петли 12-девочку, тут же отправленную с диагнозом — асфиксия в областную больницу. В области это уже пятый случай удавшихся и неудавшихся попыток подросткового суицида. Так, другая школьница, 14 лет, проживающая в городе Севске, поссорилась с мамой из-за невыполненного задания по истории. Итог — 6 выпитых таблеток обезболивающего препарата и госпитализация в реанимацию. Хорошо еще, что под рукой у девчонки не оказалось таблеток "покрепче". Накануне этого происшествия в селе Селечня Суземского района повесился на турнике возле своего дома 15-летний девятиклассник местной школы. А в селе Унеча на трубе отопления повесился 12-летний школьник.

В подобных случаях, обычно постфактум, говорят: "Ну почему рядом не нашлось никого, кто мог бы отговорить детей от фатального поступка?" Одним из возможных способов решения проблемы является организация службы специализированной экстренной психологической помощи детям — Детский телефон доверия. Организованная в 2010 году, она имеет единый федеральный (и бесплатный для звонящих из любого места абонентов) номер 8-800-2000-122. На первое апреля 2013 года к единому номеру уже подключено 232 организации во всех субъектах Российской Федерации. Правда среди них только 101 служба (43,5 процента от общего количества) работает в круглосуточном режиме. Кстати, 17 мая отмечается Международный день Детского телефона доверия.

Московские сотрудники этой благородной организации решили отметить свой профессиональный праздник заслуживающим пристального внимания экспериментом. Одно из профильных учреждений по этому направлению, Московский городской психолого-педагогический университет, проводит сегодня, 17 мая акцию "Дети — детям". Отвечают на звонки юных граждан страны их же сверстники.

По словам представителей Департамента образования Москвы, подобный опыт хорошо востребован — как со стороны помогающей, так и принимающей помощь. Подростки, проходящие предвузовскую подготовку в МГППУ, будущие психологи, получат не только знакомство с будущей профессией — но и пройдут неоценимую практику. Заодно оценят свои силы — а правильно ли они выбрали свой жизненный путь?



Еще более ценна такая помощь нуждающимся в понимании, утешении, поддержке детям. Собственно говоря, скажем прямо — на такие телефоны те, кто имеет доверительные отношения с любящими родителями, не звонят. А вот когда отношения в семье натянуты, или же просто в силу переходного возраста юным кажется, что родители их не понимают — тогда и возникают многие серьезные проблемы. Еще хуже, когда школьники начинают относиться ко всем взрослым — в том числе, и к учителям с позиции — вы меня не понимаете. Несложно догадаться, что столь же натянутым может быть отношение и к психологу — если тот намного старше ребенка.

Даже необходимость обращаться к дяде или тете на Вы может воздвигнуть непреодолимый барьер на пути оказания помощи мятущейся детской душе. И совсем другое дело, если на другом конце телефонного провода такой же мальчишка или девчонка, как и тот, кто им звонит. Да, у них еще недостаточно профессиональных знаний — но в особо сложных случаях рядом все равно находятся дипломированные специалисты. Но разве только знания и опыт нужны в работе службы, ключевым содержанием которой является именно "доверие" — которое гораздо лучше устанавливается при общении с такими же, как ты сам?

Так что практика московских психологов по привлечению к оказанию помощи подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации их сверстников, однозначно заслуживает внимания и одобрения. Другое дело, что в ближайшее время она вряд-ли будет широко использоваться.

И дело тут не только в некой косности, недостатке финансирования и прочих подобных причинах. Дело в самих юных психологах — тех же детях. Работа антикризисных телефонных служб не только благородна — но и трудна. И к ней, в значительной мере, применим один из основных символов медицины — горящая свеча в обрамлении девиза: "Светя другим — сгораю сам". Руководители подразделений психологов, оказывающих помощь, скажем, жертвам катастроф, терактов, ДТП и тому подобного, с грустью отмечают, что минимум десятой части их подчиненных после проведенной работы самим требуется помощь коллег — они просто "выгорают", пытаясь облегчить человеческие страдания. А если помощь оказывается юным человеком, у которого и собственная психика еще не вполне окрепшая? По плечу ли ему будет такая ноша — да еще и на постоянной основе?

Так что, к широкому внедрению методики "Дети — детям" от уровня акции до уровня стабильно действующей службы еще немало препятствий. Но начинание, безусловно, заслуживает пристального внимания. И, как бы там ни было, но общефедеральный единый "Детский телефон доверия" с запоминающимся номером 8-800-2000-122 всегда готов придти на помощь тем ребятам, которым тяжело на душе и не видится выход из сложной ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий