«Мы уделили особое внимание соблюдению принципов доступности и бесплатности образования»

Источник: http://www.gazeta.ru/social/2012/06/22/4637169.shtml?incut1

На вопросы «Газеты.Ru» ответил доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Михайлович Кондаков.

– Какие ключевые вещи, на Ваш взгляд, были введены в утвержденный вариант стандарта по сравнению с предыдущими версиями?
– Когда полтора года назад мы представили проект стандарта старшей школы, документ вызвал широкий общественный резонанс. Приказом министра образования и науки Андрея Фурсенко была создана комиссия по анализу и доработке стандарта под руководством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука.

Анализ показал, что версия стандарта, представленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО, ориентирована на индивидуализацию процесса обучения. В нашем проекте предусмотрен механизм формирования индивидуального учебного плана, изучение интегрированных курсов, соответствующие требованиям времени изменения в итоговой аттестации, оптимизация учебной нагрузки.
В ходе доработки проекта мы уделили особое внимание таким моментам, как обязательное соблюдение принципов доступности и бесплатности образования, преемственность стандарта (в 9 классе завершается базовое образование, а 10-11 классы – это предпрофессиональное образование), возможность индивидуализации учебных планов, формирование у выпускников такого важного качества, как креативность. Был уточнен перечень предметов, обязательных для изучения всеми старшеклассниками (теперь их шесть), оптимизирована учебная нагрузка, уточнены подходы к формированию учебных навыков.

Как утверждают самые разные эксперты, текст стал более читабельным, а изменения в содержании стандарта являются незначительными.

В образовательной области «Филология» появились предметы «Русский язык и литература», «Родной язык и литература» (в предыдущей версии – «Русская словесность»).
Интегрированный предмет «Математика и информатика» заменен на «Математику: алгебра и начала матанализа, геометрия» и «Информатику». По-прежнему сохранена возможность изучения двух иностранных языков. В списке дополнительных предметов по выбору появился предмет «Психология», открыта возможность появления таких предметов, как «Социология», «Политология», «Теория познания» и прочее.

В прежнем варианте стандарта было три уровня изучения предметов: базовый, профильный и интегрированный. В новом варианте – базовый и углубленный уровни, а курсы могут быть интегрированными. Такие курсы обеспечивают конвергенцию естественнонаучного, математического и гуманитарного знания, реализуя принципы деятельностного подхода в образовании и формируя виды и способы деятельности, которые необходимы для понимания взаимосвязанных процессов, происходящих в быстро меняющемся мире, для самоопределения, эффективной деятельности и формирования активной гражданской позиции выпускника.

Образовательному учреждению в соответствии со стандартом предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана и реализации одного или нескольких профилей. Например, в гуманитарном профиле может быть филологическое и/или историческое направление. Учебный план формируется из 9-10 учебных предметов при сохранении 30-37 часов нагрузки, 3-4 предмета могут изучаться на углубленном уровне. Для изучения выбирается не менее одного предмета из каждой предметной области, индивидуальный проект и по желанию – курсы, предоставленные школой. По предложению Михаила Ковальчука, в стандарте сохранена возможность завершения изучения всех предметов на базовом уровне.

– Почему разные уровни и градации образования прописанные в новом ФГОС пока что никак не увязаны с ЕГЭ? Рассматривалась ли такая возможность и если - да, то почему не была отражена в документе?

– Мне достаточно часто задают этот вопрос: почему стандарт не соответствует единому государственному экзамену? В стране сложилась ситуация, когда единый государственный экзамен стал основной целью, главным ориентиром и задачей всей старшей ступени школы. Сегодня, к сожалению, в 10 и 11 классе (особенно, конечно, в 11-м) школа занимается только подготовкой детей к сдаче единого государственного экзамена.

Если задуматься над тем, что такое ЕГЭ, то это прежде всего механизм проверки исполнения стандарта. Значит, речь идет о том, что единый государственный экзамен должен измениться в соответствии с новыми требованиями стандарта. Это касается метапредметных умений, обновленного содержания образования и изменений, связанных с тем, что в соответствии со стандартом ЕГЭ должен сдаваться на двух уровнях – базовом и углубленном, в отличие от сегодняшнего дня.

Требования к проверке исполнения требований стандарта в новом ФГОС изменены по сравнению с существующей процедурой. Итоговой аттестации подлежат все предметы, пожалуй, за исключением физкультуры, возможно – ОБЖ, где это может быть «зачет» или «незачет». Вводятся три обязательных экзамена в форме ЕГЭ: русский язык, математика (они существуют и сегодня) и иностранный язык. Эти экзамены могут быть сданы как на базовом, так и на углубленном уровне.

Очень много вопросов связано с тем, что вводится обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Сегодня иностранный язык является важнейшим показателем конкурентоспособности и государства, и общества, и отдельно взятой личности. Глобализация, высокая академическая и профессиональная мобильность, развитие бизнеса, привлечение инвестиций – все это требует языковой компетенции. Инвестиционный климат и привлекательность любого государства и субъекта Федерации оценивается сегодня, в том числе, и уровнем знания иностранного языка.

Естественно, переход к обязательному экзамену по иностранному языку, равно как и переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты потребуют времени.

Кроме этого, выпускники могут сдавать еще до трех экзаменов в формате ЕГЭ. Это было сделано в связи с тем, что например, медицинские вузы требуют сдачи ЕГЭ по физике, химии и биологии. Здесь, как и в стандарте старшей ступени в целом, есть право выбора учащегося: либо он сдает три обязательных экзамена ЕГЭ и по остальным предметам – итоговую аттестацию в форме выпускного экзамена, либо выбирает до шести предметов на уровне ЕГЭ с целью продолжения обучения в вузе.

– Изучение в курсе ОБЖ уставных отношений и быта военнослужащих - это «госзаказ»? Или эти знания несут какую-то практическую пользу для учеников?
– У нас отношение к ОБЖ и начальной военной подготовке приобрело весьма утрированный характер. Хочу напомнить читателям (по крайней мере, читателям мужского пола), что они в старшем подростковом возрасте с удовольствием занимались начальной военной подготовкой.

Это было, в общем-то, достаточно интересно: знакомство с оружием, устройством вооруженных сил и т.д. Мне кажется, что в оценках противников этих дисциплин больше эмоций, а иногда и провокаций, нежели сущностных вопросов. А те знания, которые получают девочки в области медицины, также являются жизненно необходимыми. Поэтому дискуссии вокруг ОБЖ и НВП мне кажутся избыточными и утрированными, хотя многое, конечно, зависит от программ и, естественно, преподавателей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий