Преподавание истории: новый стандарт

Одно из принципиальных отличий современной российской школы от школы советской заключается в нескольких ключевых моментах, которые по-новому определяют приоритеты профессиональной деятельности педагогов-историков.
Рассказывает доктор педагогических наук,
профессор
Евгений Вяземский.

Первый момент. Формирование идентичности, исторического сознания школьников в советский период было делом исключительно государственным и находилось под жестким контролем государственных органов. В современной российской школе педагоги должны самостоятельно  проектировать и реализовывать подходы к формированию гражданской идентичности школьников,   их ценностному развитию.
Второй. В современном поликультурном российском обществе параллельно существуют различные концептуальные подходы к определению значения, содержания и оценок истории России в контексте всемирной истории. Научная (академическая) концепция истории, которая, в свою очередь, представлена множеством авторских концепций, в определенной степени «растворяется» в многообразии политических, гражданских и социальных концептов и теряет свою методологическую однозначность, что кардинально меняет условия проектирования путей реализации целей и ценностей исторического образования. Поэтому педагогам приходится проектировать алгоритмы образовательной (собственно учебной и воспитательной) деятельности с учетом нового научно-образовательного и социального контекста, который оказывает самое серьезное влияние на все этапы реализации образовательной стратегии. Последнее обстоятельство, как показывает опыт, еще не в полной мере осознано педагогическим сообществом.

Третий. Эмоционально-психологическая перегрузка деятельности учителя истории в условиях, когда в обществе еще не сформировался консенсус и ведутся дискуссии вокруг таких тем и проблем, как моральная ответственность политических лидеров и граждан страны, национальная гордость, российский патриотизм, национальная память, покаяние, попытки фальсификации истории, мифотворчество в истории как формирование позитивных и деструктивных мифов и другие.
Для оказания учителям истории практической помощи в освоении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения редакции истории и обществознания издательства «Просвещение» готовит к изданию пособие для педагогов-историков (рабочее название книги «Уроки истории: думаем, спорим, размышляем», подзаголовок «История в свете стандартов второго поколения»). Авторы пособия – доктора педагогических наук, профессора Евгений Вяземский и Ольга Стрелова.
 Введение образовательного стандарта второго поколения дает педагогам ориентиры для решения сложных мировоззренческих, теоретических и практических вопросов педагогической деятельности.

К теоретическим задачам можно отнести осмысление таких сложных социальных феноменов, как «историческая политика» и «политизация истории», историческое сознание и историческая память, гражданская идентичность молодежи, российский патриотизм в современном понимании этого сложного чувства и качества личности, попытки фальсификации истории и пути противодействия таким попыткам средствами школьного исторического образования.
К практическим задачам следует отнести подготовку учителя к преподаванию на основе примерных образовательных программ по истории, разработанных на их основе рабочих программ, других компонентов стандарта, которые входят в единый пакет документов стандарта.

Одной из наиболее сложных задач является определение личностных, предметных и мета-предметных образовательных результатов изучения конкретных курсов истории в основной и старшей школе. В практическом плане это означает, что учитель проектирует свою методическую стратегию на основе стандарта второго поколения, но при этом он должен самостоятельно принимать грамотные решения по ключевым вопросам теории и методики преподавания истории. Так, в частности, на основе фундаментального ядра содержания общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной и рабочей программ по истории он должен подготовить и реализовать методическую стратегию изучения истории в основной и старшей школе. На основании пакета документов стандарта учителю необходимо определить, какие компоненты содержания курсов истории школьники должны усвоить, что понимать и что уметь. При этом учитель должен понимать, по каким ценностным и содержательным аспектам школьного курса истории в науке уже сформировался консенсус, а что является предметом дискуссий в обществе, решение каких во-просов индивидуально и зависит от позиции конкретного человека, его семьи, окружения, социальной группы.

Практическими задачами следует назвать и подготовку учителя к работе в условиях новой информационно-образовательной среды, к работе на основе учебников нового поколения, включая электронные ресурсы, к проведению интерактивных занятий и внеклассных мероприятий.

Подготовка учителя к решению названных теоретических и практических задач может осуществляться путем непрерывного профессионального образования и самообразования.

Источник:  http://prosvpress.ru/2011/03/prepodavanie-istorii/

Комментариев нет:

Отправить комментарий