КИМы 2012: что нового?

В редакции «Московского Комсомольца» состоялся круглый стол с участием руководства Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и председателей предметных комиссий по наиболее популярным на ЕГЭ учебным дисциплинам. Представителей прессы интересовал один вопрос: что изменится в ЕГЭ в этом учебном  (2012 - 2013)году? Оказалось, изменения минимальны…




По словам директора ФИПИ Андрея Ершова, любые изменения в контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена проводятся только на основе научных подходов, анализа ЕГЭ предыдущих лет:

— Изучалась вся многотомная статистика, анализировалось, каким образом дети в каждом из 83 регионов страны отвечали на одни и те же вопросы, проводился тестологический анализ, выявленные тенденции рассматривались через призму и российского, и зарубежного опыта. Но основа изменений по абсолютно всем предметам — государственный стандарт.
Все предметные комиссии обязаны ориентироваться не на свое личное мнение, а на знание того, по каким учебникам и программам учатся дети во всех регионах. Мы обязаны знать специфику и контент всех учебников.

Когда мы решаем принять какие-то изменения, то обязательно консультируемся с общественностью: публикуем на сайтах ФИПИ проекты, и десятки тысяч человек принимают участие в их обсуждении. Затем мы проводим апробации материалов, которые могут пойти на ЕГЭ в следующем году. Последний этап — это утверждение изменений на научно-методических советах. Эти советы существуют абсолютно по каждому предмету, и в них входят деятели и высшей школы, и общего образования, и повышения квалификации, и ученые, и журналисты.
Какие же нововведения ждут выпускников в этом году по самым популярным дисциплинам?

Русский язык
В КИМах по русскому языку никаких «революционных изменений в содержательном плане» нет. Есть небольшие уточнения, которые больше связаны с критериями оценивания и выражаются буквально в двух словах. Например, при комментировании ученик должен опираться на текст.

– Детей заставляют писать «актуальность проблемы текста», — поделилась наблюдениями председатель предметной комиссии по русскому языку Ирина Цыбулько. – Получается следующее: «Проблема любви и дружбы была актуальна во все времена, особенно она актуальна в наше время». И так на любой текст. Поэтому мы решили усилить связку с текстом, реализуя текстоцентричный подход — текст «здесь и сейчас». Что он может дать тебе лично? Как на него ты можешь отреагировать? Таким образом, проявляется способность ребенка вступать в диалог.

Математика
Как и в прошлом году все задания по математике, необходимые для получения оценки на нижнем, базовом уровне, — это практические задачи, взятые из реальной жизни. К изменениям 2012 года относится то, что в этом году будет на одну задачу по стереометрии больше, но опять же задачи по стереометрии тоже наглядные и с практическим содержанием. В КИМах появились задачи по вероятности и статистике, опять же абсолютно реальные. Например, идет жеребьевка чемпионата. Какова вероятность, что Россия выйдет в одной группе с Германией?

— Если получается нереалистичный результат, пожалуйста, включайте здравый смысл, — советует председатель предметной комиссии по математике Иван Ященко. — Ну не могут с 1 000 рублей тебе дать сдачу 5 600 (а в ответах прошлого года доходило до 25 000). Не надо изучать ничего нового — за месяц выучить математику невозможно! Добейтесь того, чтобы вы не ошибались в тех задачах, которые у вас получаются. Ведь 30% ошибок в ЕГЭ — это простейшие арифметические ошибки или неверно прочитанное условие: вы решили задачу правильно, но другую, и ответ другой. На самом экзамене очень важно распределить время, особенно тем, кому не надо поступать на мехмат МГУ, в Высшую школу экономики, на физтех и так далее. Все задачи рассчитаны на тех, кто идет в вузы, поэтому остальным достаточно выбрать то, что лучше получается.

Литература
Из структуры ЕГЭ по литературе ушли те простейшие тесты, которые не были сообразны учебной дисциплине. Сейчас экзамен приобрел устойчивую форму, в основании которой — анализ текстового фрагмента, выявление смысла прочитанного и средств передачи этого смысла, а на вершине — полноформатное сочинение в лучших традициях российского образования. Ребенок волен ответить в том объеме, в котором хочет. Установлена лишь минимальная граница объема, ниже которой текст не проверяется, поскольку при таком минимуме невозможно раскрыть проблему. Верхний предел объема сочинения не ограничен.

— Если говорить об изменениях, мы нацеливаемся не на содержание экзамена, а на критерии проверки, — рассказал председатель предметной комиссии по литературе Сергей Зинин. — Прежде всего это касается заданий с развернутым ответом, потому что они имеют свободный, открытый характер, проверяются не компьютером, а экспертами.

Литература — экзамен по выбору, потому сдают его мотивированные дети. Очень трудно не сдать литературу, если ты готовился и читал произведения. Поэтому не надо натаскиваться на какие-то тесты, задания, шаблоны. Нужно, во-первых, хорошо знать тексты произведений в принципе, во-вторых, владеть терминологическим языком, то есть говорить тем языком, на котором говорят об искусстве слова, о литературе.

Изменения содержательного плана коснулись только заданий с кратким ответом — появились задания, которые проверяют знание текста, сюжета произведения, его образной системы. Например, задания на соответствие: в одном ряду даются персонажи произведения, а во втором — позиции, связанные с судьбами героев этого произведения, их характерами, и их нужно просто перегруппировать и установить соответствие между ними.

История
Историческое образование в России переживает трансформационный период. Во-первых, это связано с тем, что происходит корректировка в историографическом направлении, появляются новые факты, которые нельзя не учитывать и в учебной литературе, и в Едином государственном экзамене. Постепенно происходит рассекречивание некоторых архивных комплексов по истории России XX–XXI веков, по мировой истории. Потому в содержательном плане ЕГЭ по истории будет меняться постоянно.

— Идейным новшеством становится то, что история России теперь рассматривается в мировом пространстве и в мировом контексте, — отметил председатель предметной комиссии по истории Александр Безбородов. — Это важно, и это прописано в стандарте. Мировой контекст и место России в нем могут исследовать только очень творческие люди, те, кто стремится к творчеству в истории. Поэтому ЕГЭ должен ориентировать на творческое начало, которое бы в то же время не подавляло формализованного, ведь история — это точная наука. Но при этом важен подход творческий, истоковедческий, историографический, важно знание определенных версий, умение развернуто отвечать, сравнивать различные позиции, анализировать…
Основные направления изменений в ЕГЭ по истории: определенный уход от формализации, большее количество вопросов на творческий поиск в историографии и источниковедении. Также в часть «С» вошло задание «Исторические портреты».

— История, не населенная людьми, очень сильно проигрывает, без нее ЕГЭ становится сухим, — пояснил Александр Безбородов. — Поэтому очень важно, что вы выбираете один из трех предложенных портретов соотечественников и пишете по нему сочинение. Это здорово. Люди, которые выбирают ЕГЭ по истории, либо хотят связать свою профессиональную деятельность с историей, либо увлекаются ей, поэтому надо среди этих людей искать тех, кто станет блестящими гражданами нашей страны с хорошим историческим образованием.

Обществознание

Обществознание — наиболее популярный из предметов по выбору: ежегодно его сдает половина всех выпускников.

Обществознание выполняет достаточно серьезную социальную функцию: все, кто по каким-то причинам не ориентирован на техническое или естественнонаучное образование, как раз выбирают этот предмет. Поэтому уровень подготовки учеников колоссально различается, и с этим связаны некоторые особенности этого экзамена.

— За годы проведения экзамена выявилась позитивная тенденция — предмет начали изучать целостно, — рассказала председатель предметной комиссии по обществознанию Ольга Котова. — Это не просто философия, экономика или что-то еще. Этот предмет напрямую выходит на социализацию гражданина. Усвоение основ культур, элементарные проявления правосознания — это то, что вызывает затруднения зачастую не меньшие, чем при ответе на самые сложные теоретические вопросы.

Несколько лет назад в третью, творческую, часть было введено задание на составление плана ответа по теме. Например, составить план ответа по теме «Политическая система Российской Федерации». За это задание теперь можно получить до трех баллов.
Последнее задание — мини-сочинение, где из шести тем, сформулированных в виде афористических рассуждений, предлагается выбрать одну, попытаться сформулировать проблему, выразить к ней свое отношение и аргументировать его. Но рассказать об авторе афоризма, его взглядах, говорить о том, что изучает соответствующая наука, — такого требования нет.

Источник: http://prosvpress.ru/2012/05/ege2012/

Комментариев нет:

Отправить комментарий