Мозг: как он устроен и работает

Предмет: Биология

Автор: Дубынин Вячеслав Альбертович, д.б.н., профессор биологического факультета МГУ

Аннотация:

Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и ганглии, нервные сплетения). Спинной мозг представляет собой разделенную на 31 сегмент нервную трубку; каждый из сегментов взаимодействует со своим «этажом» тела, а также с головным мозгом. Продолговатый мозг и мост связаны с рядом жизненно важных функций: бодрствованием, дыханием, управлением работой сердца, врожденными пищевыми реакциями. Мозжечок представляет собой центр двигательного обучения и памяти. Средний мозг выделяет новые зрительные и слуховые сигналы, запуская ориентировочный рефлекс, а также содержит центр сна. Таламус функционирует как фильтр информации, поднимающейся в кору больших полушарий (непроизвольное и произвольное внимание). Гипоталамус, помимо эндокринной и вегетативной функций, является главным центром биологических потребностей и эмоций. Кора больших полушарий делится на сенсорную, двигательную и ассоциативную.

В основе деятельности ЦНС лежит работа цепей и сетей нейронов, по которым происходит передача сигналов в форме электрических импульсов, а также выделение медиаторов в синапсах. Основными медиаторами являются: глутаминовая кислота (возбуждение), ГАМК (торможение), дофамин (активация двигательной сферы и положительных эмоций), серотонин (ослабление отрицательных эмоций). Нарушение баланса эффектов глутаминовой кислоты и ГАМК ведет к развитию эпилепсии; избыточная активность системы дофамина – к шизофрении; дефицит серотонина – к депрессии. Подавляющее большинство химических соединений, значимо влияющих на психические функции (лекарства, наркотики, яды), воздействуют на какую-либо из медиаторных систем мозга. При повторном применении такое влияние может приводить к формированию привыкания и зависимости.

Презентация (СКАЧАТЬ):

 

Текст лекции (СКАЧАТЬ): 
 

Вопросы:

a) Предварительные вопросы.

1. Каковы основные функции нашего мозга? Зачем он нам?
2. Какие органы чувств вы знаете? На какие сигналы они реагируют?
3. Мы говорим: «Мозг управляет нашим телом». Приведите примеры.
4. Какие внутренние (невидимые внешнему наблюдателю) процессы присущи нашему мозгу? Можем ли мы их зарегистрировать с помощью приборов?
5. Из каких клеток состоит нервная система?
6. Как (в какой форме) происходит передача информации по цепям нервных клеток?
7. Каковы функции спинного мозга?
8. Что такое вегетативная нервная система?
9. Можете ли вы назвать какие-либо отделы головного мозга? Каковы их функции?
10. Что вы знаете о взаимосвязях нервной и эндокринной систем?

b) Промежуточные вопросы.

1. Сколько сегментов входит в состав спинного мозга?
2. В чем различие двигательных и вегетативных рефлексов?
3. Какие автоматизированные движения являются наиболее сложными?
4. Чем функции ассоциативных зон коры отличаются от функций сенсорных и двигательных зон?
5. Что подразумевается под «жизненно важными функциями» мозга?
6. Кратко охарактеризуйте функции таламуса и гипоталамуса.
7. Что такое синапс и медиатор?
8. Чем различаются функции возбуждающих и тормозных медиаторов?
9. Каковы причины эпилепсии?
10. Какой из медиаторов усиливает положительные эмоции, а какой – ослабляет отрицательные?

c) Итоговые вопросы.

1. К переднему мозгу относится (а) только промежуточный мозг (б) только большие полушария (в) промежуточный мозг и большие полушария (г) промежуточный мозг, большие полушария и средний мозг.
2. Число шейных сегментов спинного мозга составляет (а) шесть (б) семь (в) восемь (г) девять.
3. В состав дуги коленного рефлекса входят (а) два нейрона (б) три нейрона (в) четыре-пять нейронов (г) обычно пять и более нейронов.
4. Продолговатый мозг и мост осуществляют регуляцию (а) дыхания (б) деятельности сердца (в) бодрствования (г) все ответы верны.
5. Червь представляет собой структуру, относящуюся в (а) продолговатому мозгу (б) мосту (в) мозжечку (г) спинному мозгу.
6. Нарушения почерка возникают при повреждении (а) древней области мозжечка (б) старой области мозжечка (в) новой области мозжечка (г) все ответы не верны.
7. Красное ядро является структурой, входящей в состав (а) моста (б) среднего мозга (в) таламуса (г) гипоталамуса
8. Ориентировочный рефлекс обусловлен работой (а) четверохолмия (б) центрального серого вещества среднего мозга (в) красного ядра (г) черной субстанции
9. Центры голода и жажды находятся в (а) среднем мозге (б) таламусе (в) гипоталамусе (г) больших полушариях.
10. Основные центры положительных и отрицательных эмоций в (а) среднем мозге (б) мозжечке (в) таламусе (г) гипоталамусе.
11. Таламус отвечает за функцию (а) произвольного внимания (б) непроизвольного внимания (в) оба ответа верны (г) оба ответа не верны.
12. Число долей коры больших полушарий составляет (а) четыре (б) пять (в) шесть (г) семь.
13. Двигательная кора расположена в (а) передней части лобной доли (б) задней части лобной доли (в) передней части теменной доли (г) задней части теменной доли.
14. К ассоциативной коре принадлежит (а) часть лобной доли (б) часть теменной доли (в) поясная извилина (г) все ответы верны.
15. Синапсом называется контакт между (а) нейронами (б) нейронами и мышечными клетками (в) нейронами и клетками желез (г) все ответы верны.
16. Главным возбуждающим медиатором ЦНС является (а) ацетилхолин (б) дофамин (в) глутаминовая кислота (г) ГАМК.
17. Эпилепсия может быть обусловлена дефицитом в мозге (а) ацетилхолина (б) дофамина (в) глутаминовой кислоты (г) ГАМК.
18. С усилением положительных эмоций в наибольшей степени связан медиатор (а) дофамин (б) серотонин (в) глутаминовая кислота (г) ГАМК.
19. С ослаблением отрицательных эмоций в наибольшей степени связан медиатор (а) глутаминовая кислота (б) ГАМК (в) дофамин (г) серотонин
20. Никотин действует на систему нейронов, связанных с выделением (а) ацетилхолина (б) дофамина (в) глутаминовой кислоты (г) ГАМК.

Дополнительные материалы:

Список тем, которые можно изучать в качестве продолжения лекции или
которые связаны с тематикой лекции.
  1. Строение и работа синапсов.
  2. Электрические явления в нервной системе
  3. Основные медиаторы ЦНС.
  4. Наркотические препараты: механизмы действия и наносимый вред.
  5. Центры обучения и памяти головного мозга.
  6. Центры потребностей и эмоций головного мозга.
  7. Сенсорные центры головного мозга.
  8. ЦНС и управление движениями.
  9. Последствия повреждений головного и спинного мозга.
  10. Методы исследования головного мозга человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий