Организация работы учителя с использованием технологических карт


Руководитель эксперимента: Роговцева Н.И.
к.п.н.,  заслуженный учитель России.


Уважаемые коллеги! Если  вы  собрались  работать  с  технологической  картой,  то  сначала  надо узнать, что это такое, для чего она создавалась и в чем ее особенности?
Для  полноценного  и  эффективного  использования  технологических  карт  необходимо  знать  ряд  принципов  и  положений,  обязательных  для  работы  с   ней.

Технологическая карта – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса, путем перехода от  планирования  урока  к  проектированию  учебного  процесса  по  темам. 




В  технологической  карте  дается описание процесса обучения в определенной структуре, в заданной последовательности.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на  достижение результатов, заявленных в  стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить!», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание, от цели до результата, поставить и решить не только задачи достижения предметных результатов, но и личностных, и метапредметных.

Технологическая карта включает в себя следующие разделы:
1. название темы,
2. число часов, отведенное на ее изучение
3. цель освоения учебного содержания,
4. планируемые результаты ( личностные, предметные, метапредметные)
5. основные понятия темы,
6. межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы).
7. технологию изучения указанной темы:
8. систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения
9. контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

Раздел «Технология изучения» разбит на этапы обучения. На каждом  этапе  работы  определяется    цель     и  прогнозируемый  результат,  даются практические  задания  на  отработку  материала  и диагностические задания на  проверку  его  понимания  и  усвоения, в конце темы - контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.  В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

На первом  этапе обучения «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством  ситуативного задания.

Этап предполагает следующие шаги:
- мотивацию, как стимулирование интереса;
-определение потребностей, как личностно значимого компонента изучения данной темы;
- выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.

На  этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».

На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания
•  информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;
• импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;
• эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.
Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку  к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.
Результатом этого этапа является:
• ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);
• самоорганизация учащегося при выполнении  задания (регулятивное действие);
• использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное, коммуникативное действие);
• проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);
• умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и  умения в конкретной практической деятельности.

На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают  деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.

В  отличие   от  других  методических  пособий, используя карту,  на  каждом этапе обучения учитель  может  уверенно  сказать,  достиг  он  результата  или  нет.  И  если в соответствии с  прогнозируемым  учителем  результатом диагностическую работу  на  конкретном  этапе  выполнили  более 60%  учащихся  класса,  то  можно  с  уверенностью  сказать,  что  материал  понят,  освоен,  и  можно  переходить  дальше.  Если  задание  правильно    выполнено  менее  чем  60%  учащихся,  то учителю  необходимо  еще  раз  вернуться  к  пройденному  материалу  и  завершить его  полноценное  освоение.  Только  после  этого  можно перейти к   следующему  этапу.

Правила работы с технологической картой
1. Используйте  технологические  карты  для  работы  по  теме  или  разделу  курса.
2. Внимательно  ознакомьтесь  с  темой,  по  которой  будете  работать.
3. Найдите  ее  в  учебнике  того  предмета,  который  изучаете,  и  подготовьте    учебники,  что  зафиксированы  в  разделе  «межпредметные  связи».
4. Познакомьтесь  с  целями  изучения  темы,  соотнесите с  планируемыми  результатами,  определите  задачи,  которые  помогут  добиться  поставленной  цели,  (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).
5. Прочитайте  выделенные  основные  понятия  изучаемой  темы,  посмотрите,  в  каких  предметах    они  еще  изучаются  (межпредметные  связи).
6. Проанализируйте  смысл     планируемых  результатов,  особенно  в  части  универсальных  учебных  действий
7. Подберите «свои» формы  работы  в соответствии с целями и условиями обучения :  для  подвижной  работы,  или  спокойных  занятий,  для  поиска информации  или  демонстрации  достижений  и так далее.  Это  поможет  расширить  границы  использования  ресурсов,  к  которым  относятся  и  УМК  «Перспектива»,  и  наглядные  пособия,  имеющиеся  в  школе,  и  интерактивные  или  просто  дополнительные  рабочие  доски,  выставки,  стенды  и  так  далее.
8. В  разделе «технология  обучения»  придерживайтесь  алгоритма, предложенного в    карте. Это  поможет  не  пропустить  ни  один  элемент   в   достижении  поставленной  на  этапе  цели,  а  главное,  добиться  эффективного  и  качественного  освоения  темы
9. На  первом  этапе,  мотивируя  учащихся  на  изучение  темы,  можете  использовать  задание,  данное  в  карте,  взять  из  учебника,  или  предложить  свое.
10.  Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
11. Убедитесь,  что  именно  ученик  знает,  понимает,  умеет,  в  изучаемом  материале, каким способом выполняет, т.  е.  выполните  задание,  предложенное  в  одноименной  графе,  и  только  после  этого  переходите  к  следующему  этапу.
12. Постарайтесь  выполнить  все  предложенные диагностические и контрольное задание.  Тогда  с  уверенностью  можете  сказать:  «Эта  тема  пройдена,  планируемые  результаты  достигнуты.  Двигаемся  дальше».

Сопоставьте  этапы,  шаги  технологической  карты  с  поурочным  планом,  которым  вы  пользуетесь,  и  выберите  для  себя  оптимальный  способ организации  работы.
При  использовании  технологической  карты  поурочное  планирование  может и не понадобиться.

Технологическая  карта  позволит  вам:
1. реализовать  стандарт  образования;
2. понять  и  в  системе  применить  предложенную технологию по  формированию  у  учащихся  универсальных  учебных  действий;
3. сформировать  целостную  картину  мира  за  счет  реального  использования  «межпредметных  связей»;
4. полностью   использовать  воспитательный  потенциал  УМК  «Перспектива»
5. определить  уровень  раскрытия  материала  и  соотнести  его  с   изучаемым  материалом  в  последующих  классах;
6. реализовать  региональный  и   школьный  материал,  основываясь  на  материале  УМК  «Перспектива»;
7. реализовать  свой  творческий  потенциал (в  технологической  карте  даются  готовые  разработки  всех  тем  предметов    учебного  плана,  педагог  освобождается  от  рутинной  непродуктивной  работы    по  подготовке  к  урокам);
8. индивидуализировать  и  дифференцировать  учебный процесс.

Подведем  итоги
1. при  правильном  использовании    технологической  карты  в  вашей  работе произойдет   переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);
2. появится  возможность  реализации  личностных, предметных и  метапредметных  целей через  алгоритм  освоения  материала; побуждения учащегося к активной и самостоятельной деятельности;
3. обозначатся  очевидные, по содержанию, способам деятельности и формированию личности ребенка;
4. произойдет  расширение  выбора  предлагаемых  форм  работы появится  возможность целостного и системного освоения учебного материала, в том числе за счет реализации  межпредметных  связей; проведения диагностики и контроля на каждом этапе освоения темы;
5. технологическая карта обеспечит прогноз и рефлексию путей освоения содержания  по всему курсу начальной школы.

Технологическая карта – административный инструмент
Все  вышеизложенное по работе с технологической  картой  относится  к  работе  учителя. Однако,  технологическая  карта  по  своей  сути  является  и документом,  впрямую  работающим  как  административный  инструмент:
1. выстроенное  в  принципах  стандартов  нового поколения  целеполагание дает  возможность  ориентироваться  не  только  в  предметных  целях,  но  и  понимать какие  цели  ставит  учитель,  занимаясь  воспитанием  ребенка,  в каких  направлениях  идет  работа  по  формированию  и  развитию  универсальных  учебных  умений
2. тематический  принцип построения  технологической  карты  позволяет  администрации  школы  четко  отслеживать  прохождение  программы,  осуществлять  методическую  помощь
3. выстроенная  система  диагностики  и  контроля  за  результатами  обучения  как  предметными,  так  и  по  формированию  универсальных  учебных  действий  помогут  администрации  обеспечить  системную  проверку  результатов  деятельности  учителя  и обученности  учащихся.

Об эксперименте по разработке и внедрению технологических карт
1. Технологические  карты разрабатываются учителями петербургских школ, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе.
2. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
3. Сегодня в  инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия  подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование.
4. Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы: «Новый образовательный стандарт второго поколения»,  «Условия формирования УУД.», «Технология работы с информацией» и другие.
5. В представленных Вашему вниманию технологических картах  на 1-м году эксперимента детально проработаны этапы технологии обучения, обеспечивающие, предметные умения; организация освоения содержания путем проектирования учебного процесса.
6. Технологическая карта является результатом подготовки учебной информации к освоению темы, в которой дается описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК.( авт. Панфилова Л.Г.)
7. На следующих этапах эксперимента будут  в большей степени проработаны подходы к достижению личностных и метапредметных умений.
8. Обучение с использованием  технологической карты позволяет  организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации предметных умений и УУД, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку  учителя к уроку.

Анализ первых результатов апробации новейших разработок показал следующие позитивные изменения:
1. уровень мотивации учащихся к учебной деятельности значительно повышается;
2. появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
3. данное обучение способствует формированию регулятивных действий;
4. школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Создание принципиально нового технологического инструментария  (технологической карты)  позволяет решить одну из основных задач, формулируемых в рамках стандартов второго поколения: обеспечение условий для общекультурного и личностного развития  на основе формирования универсальных учебных действий.  Обеспечить не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование целостной картины мира и  компетентностей в любой предметной области познания.

Авторы-разработчики обращаются ко всем, кого заинтересовала эта тема, присылайте с вои отклики, комментарии, мнения, варианты использования технологических карт. Давайте работать вместе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий