Особенности образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ

Источник: http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p131aa1.html

Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ

В  соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.
В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; 
  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
 До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.

Образовательная программа ДОУ  рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.

Перед  составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009г. и Методические рекомендации к составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы.
В годовой план ДОУ необходимо заложить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей», на котором познакомить педагогический коллектив с принципами построения  образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и  т.д.

Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам:
1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

Программа состоит из двух частей:

  • обязательной части;
  • вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса. 

Рассмотрим структуру образовательной программы.
Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ)
I.  Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)
- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса)
Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.
2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

  • "Физическая культура", 
  • "Здоровье", 
  • "Безопасность",                                         
  • "Социализация", 
  • "Труд", 
  • "Познание", 
  • "Коммуникация", 
  • "Чтение художественной литературы", 
  • "Художественное творчество", 
  • "Музыка";

Реализация каждой области  включает:
-  цель образовательной области, задачи
- модель или схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями
-  программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить)
-  таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции.
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

II.  Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает:
 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах «Московское образование: от младенчества до школы», «Детский сад будущего» и др.
2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
 Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:
 Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
 Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (лекотека, ЦИПР, СРП, СДС, КП и др.).
Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
В каждом из перечисленных разделов представляется:
- режим работы,
- перечень программ, технологий и пособий,
- формы образовательной деятельности детей,
- результаты освоения Программы.

 Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя:
- Управление реализацией программы;
- Создание и обновление предметно-развивающей среды;
- Инновационную или экспериментальную работу;
- Формы сотрудничества с семьей;
- Преемственность в работе ДОУ и школы;
 - Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

Наиболее часто задаваемые вопросы:

Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.
Что касается расписания занятий, методистами МИОО рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно  обозначить как «Реализация образовательных областей»  и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи  области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.

Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.  Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании  детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.
В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.

Методист
лаборатории дошкольного образования ОМЦ
А.В. Минина

Комментариев нет:

Отправить комментарий