На пути к "Успеху"

Журнал "Обруч" № 1 2011: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=61&r=3&s=1473

Нина ФЕДИНА, заместитель директора по дошкольному образованию Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», руководитель Центра развития дошкольного образования ОАО «Издательство «Просвещение».

 «Успех» – это первая примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы. Об «Успехе» много говорят, но с самой программой знакомы пока немногие. За подробностями «Обруч» решил обратиться к представителям науки и практики, имеющим непосредственное отношение к ее созданию и реализации
Несколько слов об «Успехе».



Единственный участник и финалист-мужчина первого Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года» С. В. Куранов (Ивановская обл.) в ходе обсуждения темы «Возможно ли в современном детском саду следовать принципу «Главное для дошкольников – игра» сформулировал вполне афористичный тезис: если ребенок добивается успеха в игре, он добьется его потом и во взрослой жизни.
Авторский коллектив первой примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» (далее – Программа), полностью соглашаясь с С. В. Курановым, пожалуй, дополнил бы его высказывание следующими словами: «... в игре и других видах детской деятельности».
Деятельностный подход – один из главных концептов Программы.
«Что ж в этом нового?» – усомнится какой-нибудь скептически настроенный читатель, ведь мало в какой из программ дошкольного образования (и прошлого, и настоящего) не придается значение детским видам деятельности. Между тем представление о том, какие из них важны для развития дошкольников и как их организовывать, существенно изменилось. Так, например, с середины ХХ века основными видами деятельности детей дошкольного возраста считались учение, игра и труд. В соответствии с этим и образовательные программы вплоть до XXI века были направлены на организацию данных видов деятельности. Способ организации – руководство (руководство учением, руководство игрой…).
Современные ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Программа «Успех» называют в качестве детских видов деятельности игру, труд, общение, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную и двигательную деятельности. Это не значит, что до введения в действие ФГТ дети не двигались, не слушали книги, не рисовали, не общались. Просто прежде все эти исконно детские виды деятельности традиционно были заключены в «прокрустово ложе» учебной деятельности, то есть в занятия по рисованию, по физической культуре, по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром, по развитию речи (занятия по общению в эту классификацию, правда, никак не вписываются) и др. Изменился способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей.
Назовем еще один сущностный признак деятельности ребенка – его активность, или живое, действенное, заинтересованное участие. На занятиях, которые традиционно проводятся в российских детских садах, очевидно, не всем детям бывает интересно делать то, что предлагает взрослый, но дети делают. Почему? Потому что так надо; потому что сразу после завтрака отзанимаешься (читай – отмучаешься), а потом почти «свобода»; потому что взрослый (педагог) может или сам наказать, или пожаловаться родителям; потому что «все сидят на занятии, и я сижу» и т. п.
Нельзя сказать, что эта проблема не осознавалась в современном дошкольном образовании. Только решать ее предлагалось в основном через так называемые игровые приемы (стук в дверь, появление игрушки или игрового персонажа, получение письма, посылки, просьбы о помощи и др.). Современные дошкольники, по наблюдениям авторского коллектива Программы, испытывают весьма кратковременный интерес к подобным моментам, фактически не мотивирующий их на следующую за игровым приемом деятельность. Классический пример одного из таких приемов привела Т. Н. Доронова участникам семинара по апробации Программы «Успех» в Челябинске.
Открытое занятие. Стук в дверь. Появляется некий игровой персонаж (кто это – не вполне ясно):
– Здравствуйте, дети! Вы догадались, кто я?
– Вы – Мария Ивановна (хором, узнавая по голосу)!
– Да, нет же, дети, посмотрите внимательно.
(Ответы детей невпопад.)
– Дети, я книга... Попробуйте догадаться, чего у меня нет?
– У вас нет головы (хором)!
(Персонаж завернут в цилиндр с прорезями для глаз, носа и рта.)
– Да, нет же, дети, у меня нет страничек…
Диалог между непонятным персонажем и детьми еще продолжается какое-то время. И только один мальчик за последним столом, совершенно не участвуя в диалоге, очень живо и заинтересованно смотрит куда-то вниз. «А ты что?» – тихо спрашивает мальчика Татьяна Николаевна. «А я вот думаю, – отвечает пытливый малец. – Странно: голос Марии Ивановны, а босоножки-то Елизаветы Петровны».
Программа «Успех» в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса предлагает для мотивации образовательной деятельности детей не набор отдельных игровых приемов или разрозненных тем (в основном в виде путешествий в страну АБВГДейку, страну Математики и т. п.), а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими событиями, объединяющими и взрослых, и детей Российской Федерации от Дальнего Востока до Смоленска, от Мурманска до южных республик, могут стать российские праздники, среди которых есть и те, которые мы все хорошо знаем и любим (Новый год, День семьи), и те, которые для нас менее привычны (ну кто из нас сразу вспомнит, когда отмечается Пушкинский день России?), но они по определению значимы для российского общества и государства. Есть также замечательные международные праздники, благодаря которым мы чувствуем свою принадлежность ко всему мировому сообществу – День доброты, Всемирный день «спасибо», День Земли и др. Праздники – это память. Праздники – это дань уважения. Праздники – это радость. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать…
Авторский коллектив предложил в качестве организационной основы реализации содержания Программы примерный календарь праздников. Дошкольные образовательные учреждения, участвовавшие в апробации «Успеха», фактически на этапе ознакомления с Программой стали предлагать свои варианты дополнений и изменений указанного календаря в зависимости от специфики условий осуществления образовательного процесса. И это значит, что принцип заработал для педагогов. Критерий того, заработал ли он для детей, – снова она, деятельность, то есть живое, заинтересованное, активное участие ребенка в том или ином деле, а не цепочка действий по заданию взрослого.
Ведь только homoactivus (человек активный, деятельный) может стать homofortunatus (человеком успешным).

Комментариев нет:

Отправить комментарий